Технопарк от “Русала”
“Русал” решил создать собственный промышленный парк, в рамках которого крупнейшие производители оборудования для алюминиевой отрасли откроют свои сборочные заводы в России. Алюминиевому холдингу уже удалось привлечь в проект первого иностранца — голландскую компанию Hencon.
Идея собрать несколько поставщиков оборудования на одной площадке вблизи основного производства не нова. Одним из самых известных подобных проектов в России является создание индустриального парка “АвтоВАЗом”. Завод объявил о намерении собрать иностранных производителей автокомплектующих на промплощадке вблизи завода еще в начале 2003 г. Но работа парка так и не началась.
Вчера о начале подобного проекта объявил “Русал”. В компании говорят, что идею позаимствовали у зарубежных конкурентов. “Я сам видел, как работает такой парк на заводе BHP Billiton в Мозамбике”, — сказал “Ведомостям” руководитель проекта промпарка “Русала” Дмитрий Рит. По его словам, “Русал” уже зарегистрировал компанию — оператора проекта — “Промпарк Сибирь”. Ей будет передана площадка на территории Красноярского алюминиевого завода. Сюда “Русал” планирует привлечь иностранных и отечественных производителей оборудования для производства алюминия. “Если все получится, промпарк позволит нам снизить расходы на закупку оборудования на 10-40%”, — замечает Рит.
Первый контракт уже заключен — с голландской фирмой Hencon, одним из лидеров по производству обрабатывающего оборудования. В России Hencon будет работать через свою красноярскую “дочку” — “Хенкон-Сибирь”. Ей же на 1,5 года передано в управление подразделение “Русала” “ДТ Сервис”, занимающееся сервисным обслуживанием обрабатывающей техники заводов. Рит говорит, что затем “Русал” может продать это подразделение своему партнеру.
А гендиректор “Хенкон-Сибирь” Карл Геррецен рассказал “Ведомостям”, что его компания готова инвестировать в проект в Красноярске 5-8 млн евро. Геррецен говорит, что Hencon уже рассматривает варианты поставки своей продукции из Красноярска не только “Русалу”, но и в Китай и Индию.
Сейчас “Русал” пытается привлечь в свой промпарк еще около 10-15 компаний. Дмитрий Рит поясняет, что “Русал” берет на себя помощь иностранцам в регистрации “дочек” в России, предоставит им производственную площадь и инфраструктуру, а также готов помогать в лицензировании и сертификации их бизнеса в России и в подборе персонала. “В остальном это будет их 100%-ный бизнес, они вольны будут продавать свою продукцию не только нам, но и другим компаниям”, — замечает он.
А в НП “Алюминий” отмечают, что новый проект “Русала” может быть интересен и “СУАЛу”. “Hencon, к примеру, производит весь спектр обслуживающего оборудования для электролизеров, — отмечает сотрудник НП. — В России таких производств мало”. Впрочем, в “СУАЛе” пока к этой идее относятся осторожно. Директор департамента по связям с общественностью “СУАЛ-Холдинга” Алексей Прохоров отмечает, что продукция обитателей технопарка может быть интересна его компании, если она будет конкурентоспособна по соотношению “цена — качество”.
“Русал” – третья по величине в мире алюминиевая компания. В 2003 г. заводы “Русала” выпустили 2,58 млн т алюминия. Выручка компании в 2003 г. составила $4,5 млрд.
Юлия Федоринова