Центробеглые предприятия
Тема вывода промышленных предприятий из центра Москвы обсуждается столичными чиновниками давно. Доводов в пользу вывода предприятий приводится множество, но главный козырь такой: высвобождение территорий поможет решить проблему нехватки площадей под жилищное строительство. Только из Центрального округа столицы власти планируют вывести несколько сотен предприятий. Однако такая схема вывода предприятий, которая была бы выгодна всем участникам рынка, не выработана до сих пор.
Опасные предприятия
В Москве существует 65 исторически сложившихся промышленных зон, занимающих около 40% городской территории. Создавались промзоны не один год, а уничтожить их планируется за 2004-2020 годы. Отметим, что около 60% расположенных в промзонах предприятий не имеют к Москве непосредственного отношения – потребители их продукции и поставщики сырья находятся в других регионах. Очевидно также, что доставка сырья и отгрузка готовой продукции загружают грузовиками и без того переполненные магистрали столицы.
Поэтому еще в 1971 году была принята программа вывода и перепрофилирования некоторых предприятий города. Было решено вывести 356 объектов. Но прошло почти 30 лет, а дело едва сдвинулось с мертвой точки. В 1999 году правительство Москвы вновь взялось за решение этой проблемы. Распоряжением мэра был утвержден перечень из 94 предприятий и организаций, которые необходимо вывести в первую очередь. Двенадцать предприятий уже освободили свои площадки в центре столицы. "Москард АМО ЗИЛ", "Ортех", НИИТавтопром и ВНИИхолодмаш, попавшие в их число, перебазированы в другие районы города. А производственную деятельность Магистрального механосборочного завода, метизного завода "Пролетарский труд" и фабрики "Сладость" решено вообще прекратить.
По расчетам НИиПИ Генплана Москвы к 2005 году 16 промзон должны быть ликвидированы, а площади остальных сократятся до 13,5 тыс. га. Правда, если учесть темпы вывода предприятий, становится понятно, что выполнить этот план не удастся.
Руководитель департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев подчеркивает, что при определении судьбы предприятия надо учитывать: экологически опасные производства дают примерно шестую часть всех рабочих мест в городе. Поэтому, говорит господин Пантелеев, заводы надо не закрывать, а реконструировать – переводить на экологически безопасные технологии. Выходит, что ни у предприятий, ни у городских властей нет серьезного стимула к выводу заводов из центра города.
Разборчивые строители
Казалось бы, оживить ситуацию и помочь властям договориться с предприятиями, могли бы застройщики, которые уже давно жалуются на нехватку территорий под застройку и коррумпированность тендеров. Однако из ответов на вопрос, разосланный "Ъ-Домом" в 20 компаний-застройщиков, стало ясно, что они не горят желанием работать с этими зонами.
На первый взгляд условия, которые город предлагает инвестору, выглядят привлекательно: инвестор, участвующий в выводе производственных площадей и в восстановлении освобождаемой территории, получает в собственность 85% вновь создаваемых площадей (остальные 15% отойдут мэрии). Однако инвестор должен взять на себя еще и социальные обязательства: развивать инженерные сети, строить больницы и школы. Так что заниматься переселением оказывается невыгодно.
Но это еще не все. Дмитрий Попов, аналитик агентства недвижимости "Домострой", считает, что застройщик может столкнуться со сложной проблемой – при возведении домов на месте бывших промзон могут быть обнаружены зараженные радиоактивными веществами или нефтепродуктами грунты. В этом случае грунт придется менять. Это потребует дополнительных финансовых вложений, научных и организационно-технических мероприятий и времени, которых у средней компании-застройщика просто нет.
Отметим, что, за исключением промзон центрального округа, остальные расположены в малодоступных, экологически непривлекательных и не имеющих инфраструктуры районах. По мнению господина Попова, жилье, построенное в таких местах, дорого продать не удастся.
Майя Богданова