Инвестиции в торговую недвижимость в континентальной Европе в 3 квартале продолжают падать
Cогласно последнему исследованию компании Jones Lang LaSalle, объем инвестиций в торговую недвижимость в континентальной Европе (за исключением Великобритании и Ирландии) в третьем квартале 2008 года составил 3,0 млрд. евро по сравнению с 3,9 млрд. евро в предыдущем квартале. Общий объем транзакций за первые три квартала 2008 года составил 11,0 млрд. евро – это немного больше половины объема сделок за аналогичный период прошлого года (21,0 млрд. евро).
Джереми Эдди (Jeremy Eddy), Директор по Европе, отдел финансовых рынков и инвестиций в сфере торговой недвижимости, заявил следующее: «Основные рыночные показатели в третьем квартале были относительно хорошие, с сохраняющимся высоким спросом арендаторов на качественную недвижимость. Показатель доверия потребителей даже немного вырос, хотя ритейлеры менее уверены в собственных краткосрочных перспективах. Неопределенность на финансовых рынках и продолжающаяся нехватка денежных ресурсов означает, что инвесторы, скорее всего, будут проявлять осторожность до конца года. Однако в 2009 году должны открыться новые возможности, так как ценообразование станет более реалистичным, и на рынки капитала вернется стабильность».
Несмотря на то, что недостаток финансовых средств и ухудшение экономических прогнозов заметно снизили инвестиционную активность, в третьем квартале было совершено 59 сделок (89 во втором квартале), шесть из которых превысили 100 млн. евро. На сегодняшний день Германия остается основной зоной интересов инвесторов, с общим объемом транзакций 2,0 млрд. евро за первые три квартала 2008 года. На ее долю приходится 19% общего объема сделок, что намного меньше показателя за аналогичный период прошлого года (29%). Испания занимает второе место по объему сделок (1,074 млрд. евро), за ней следуют Финляндия (1,024 млрд. евро) и Россия (913 млн. евро). Хотя спрос арендаторов на качественную торговую недвижимость остается высоким, рост розничных продаж отстает от ожидаемого уровня.
Торговые центры были основной целью инвесторов в первые три квартала 2008 года (6,7 млрд евро и 61% общего объема), но и торговые складские объекты стали популярны благодаря своим устойчивым инвестиционным характеристикам: инвестиции в торговые точки производителей и ритейл-парки достигли 30% в общем объеме транзакций. Сектор супермаркетов, на котором в 2006-2007 гг. доминировали покупатели, использовавшие заемные средства, пострадал сильнее всего - в этом году на его долю в общих продажах приходится лишь 9% .
Владимир Пантюшин, Директор по России и СНГ отдела экономических и стратегических исследований компании Jones Lang LaSalle, сказал: «Инвестиции в российскую торговую недвижимость также попали под влияние глобального кризиса ликвидности: их объем в первые 3 квартала 2008 г. снизился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, рынок остается весьма активным, и выход новых качественных проектов вкупе с большей склонностью к продаже активов со стороны девелоперов поддержат его дальнейшее развитие. На фоне глобальных проблем выросла доля российских инвесторов, до 50% в первые 3 квартала этого года по сравнению с 17% годом ранее. Отличительной чертой последних месяцев был рост интереса к завершенным проектам, отражающий желание инвесторов минимизировать риски на фоне повышения общей волатильности.»
Настоящее исследование включает все инвестиции в торговые центры, торговые склады и торговые точки производителей в континентальной Европе. Анализ не включает рынки Великобритании и Ирландии, центральные магазины и любые инвестиции на сумму менее 5 млн. евро.