Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Новые проекты |Экспансия Wal-Mart в Россию начнется уже в следующем году


Россия | 11 октября 2004 | Новые проекты Недвижимость

Экспансия Wal-Mart в Россию начнется уже в следующем году

На этой неделе всемирно известная сеть розничной торговли Wal-Mart Stores Inc. официально обнародовала свои планы по расширению на 2005 г. По словам представителей компании, в будущем году Wal-Mart откроет более 200 супермаркетов в США и более 150 за рубежом. Помимо этого будут построены несколько больших складов, а также модернизированы уже существующие торговые точки сети. По словам президента компании Ли Скотта, сеть увеличит свое общее торговое пространство как минимум на 8%. Wal-Mart пока не конкретизирует, на какие именно страны и в каком объеме распространится американская розничная экспансия, однако по прогнозам аналитиков рынка, наиболее приоритетными направлениями, скорее всего, станут Восточная Европа и Россия. Правда, опрошенные RBC daily эксперты уверены, что российский рынок в этом сегменте еще настолько далек от насыщения, что даже приход такого большого игрока, как Wal-Mart, не доставит больших проблем уже работающим в России как отечественным, так и зарубежным сетям.

Wal-Mart Stores Inc. – одна из крупнейших розничных сетей в мире с ежегодным доходом более 250 млрд долл. Персонал компании насчитывает около 1,3 млн человек. Более 3200 торговых центров и офисов компании находятся в США, более 1100 – за рубежом, в таких странах, как Мексика, Пуэрто-Рико, Канада, Аргентина, Бразилия, Китай, Корея, Германия и Великобритания. Каждую неделю магазины Wal-Mart по всему миру посещает более 100 млн покупателей. Большинство экспертов называют Wal-Mart одним из столпов американской экономики: например, согласно иисследованию, проведенному несколько лет назад компанией McKinsey, рост производительности труда в США в 1995–1996 гг. на 10% был обязан этому ритейлеру. Схожей точки зрения придерживается и известный финансист Уоррен Баффет, который считает Wal-Mart одним из самых серьезных финансовых доноров для американской экономики.

С февраля 2005 г. Wal-Mart начнет новую экспансию как на американский, так и на зарубежный рынки. В США планируется открыть 40–45 так называемых «дискаунтеров» (магазинов, торгующих товарами по низким ценам), а также от 240 до 250 супермаркетов (supercenters). Помимо этого будет расширяться и модернизироваться сеть магазинов Sam’s Club (магазин, торгующий электроникой, бытовой техникой и другими товарами для дома) и Neighborhood Market (сеть небольших супермаркетов «у дома»). На зарубежном рынке масштабы экспансии определены в рамках 155–165 новых торговых центров, при этом 30 действующих магазинов будут либо перемещены в другое место, либо существенно расширены. Помимо этого Wal-Mart планирует построить 3 новых крупных дистрибутивных склада, а также модернизировать 360 уже существующих торговых точек. Таким образом, общая площадь универмагов Wal-Mart по всему миру превысит 61 млн кв. м.

В целом, как отмечают эксперты, данное событие является знаковым. Пока Wal-Mart концентрировал свои усилия на «родных» для себя Штатах, в которых сосредоточено более 75% магазинов торговцев, или же на соседних государствах – компания является крупнейшим ритейлером в Канаде и Мексике. То, что Wal-Mart пока не торопился расширять свой бизнес за рубежом, имеет одно простое объяснение. Основатель компании Сэм Уолтон, семье которого сейчас принадлежит 38% этой розничной сети, в 60-е годы сумел уловить очень важный сдвиг в организации американского общества – постепенный отток населения из городов в пригороды. Воспользовавшись дешевизной земли за пределами больших городов, Уолтон начал возводить в пригородах супермаркеты, в которых местные жители покупали необходимые товары. Однако сейчас ситуация в США для Wal-Mart складывается уже не так благоприятно, как раньше: розничный рынок близится к насыщению, а сама компания превратилась в излюбленный объект нападок для профсоюзов и бывших работников. В ее адрес, например, постоянно сыпятся обвинения в использовании детского труда. Сейчас группа специалистов, работавших в Wal-Mart фармацевтами, также требует от компании более 100 млн долларов на основании того, что им регулярно недоплачивали. Бурное развитие Wal-Mart в США сейчас вызывает и массу недовольства у поставщиков компании, которые фактически оказались ее заложниками. Например, американская компания Tandy Brands Accessories реализует через магазины Wal-Mart около 40% своей продукции, RJR Tobacco – 20%, Revlon – 20%, Procter & Gamble – 17%. Сейчас в Штатах уже шутят, что некоторые промышленные компании просто превратятся в филиал торговца.

В этой ситуации, для того чтобы обезопасить свой бизнес, Wal-Mart пытается диверсифицировать продажи за счет иностранных вложений. Причем, судя по всему, в будущем основной акцент американская компания сделает на развивающиеся рынки. Как следует из проведенного компанией А.T.Kearney исследования, в настоящий момент существует ряд стран, в которые международные розничные сети, торгующие товарами массового потребления и продуктами питания, должны незамедлительно направить свои инвестиции: Россия (уже второй год подряд), Индия, Китай, Словения, Хорватия, Латвия, Вьетнам, Турция, Словакия и Таиланд. В России экспертная группа Wal-Mart начала изучать возможности российского рынка еще полтора года назад. По мнению экспертов А.T.Kearney, России пока удается удерживать лидирующую позицию в Индексе развития розничной торговли по следующим трем причинам: во-первых, страна смогла значительно улучшить свое положение благодаря большей политической и экономической стабильности и приближению к вступлению в ВТО; во-вторых, розничная торговля здесь продолжает расти стремительными темпами, а рынок за пределами Москвы и Санкт-Петербурга еще весьма далек от насыщения; в-третьих, розничные компании активно развиваются по всей территории России.

Это мнение разделяют и российские эксперты. «Опасения, что с приходом таких сетей, как Wal-Mart, обострится конкуренция и другие менее масштабные сети будут постепенно вытесняться с рынка, абсолютно необоснованны. Если посмотреть на ту же карту Москвы, то вы увидите, что большинство супермаркетов пока сосредоточены на западе города, а на том же востоке практически ничего нет. А ведь мы говорим о районах города, которые по масштабам зачастую превышают размеры некоторых европейских городов, – сказал RBC daily эксперт ИК «АТОН» Алексей Языков. – На территории любого среднего европейского города сегодня действует в среднем до 50 супермаркетов, при этом часто они находятся буквально через дорогу друг от друга. С этой точки зрения совершенно очевидно, что места в Москве более, чем достаточно». Проблема, по мнению аналитика, заключается в другом (и об этом уже года полтора назад говорила экспертная группа Wal-Mart). Главным, что не нравилось американцам в Москве, было то, что здесь очень трудно найти подходящий участок земли. И в данном случае речь идет не о том, есть ли доступная земля вообще, а о том, чтобы выбранный участок подходил для торговли и на нем была необходимая инфраструктура. «Камнем преткновения до сих пор был именно этот вопрос, и во многом именно по этой причине Wal-Mart приходит на российский рынок практически последним, – полагает Алексей Языков. – Возвращаясь же к теме конкуренции, могу сказать лишь одно. Приход крупных западных сетей в Россию скажется на нашем рынке исключительно позитивно. То положение вещей, которое мы наблюдаем сегодня, не будет продолжаться вечно. Российские розничные сети рано или поздно должны будут прийти в соответствие со стандартами своих западных конкурентов: во-первых, по уровню предлагаемого сервиса, во-вторых, по уровню цен, и, в-третьих, по эффективности своего бизнеса. В противном случае, они просто не смогут конкурировать и перестанут быть прибыльными. В этом смысле экспансия Wal-Mart вполне отвечает интересам российских потребителей».


Тема дня