Страсти по “Шереметьево”
В ближайшую пятницу совет директоров “Шереметьево” рассмотрит проект реконструкции терминала “Шереметьево-2”. Против него уже высказался “Аэрофлот” и его крупный акционер — Национальная резервная корпорация. Они опасаются, что реконструкция терминала приведет к значительному снижению его пропускной способности. Чиновники и аналитики с этим не согласны.
Проект реконструкции “Шереметьево-2” будет рассмотрен на заседании совета директоров аэропорта 22 октября. Затраты на реконструкцию оцениваются в $70 млн. Предполагается, что пропускная способность обновленного терминала должна вырасти почти в 1,5 раза — до 9 млн человек в год. Если проект будет одобрен, то в первом полугодии 2005 г. планируется провести тендер на определение генподрядчика реконструкции. Но эта идея уже успела вызвать резкую критику “Аэрофлота”. Авиакомпания недовольна тем, что реконструкция “Шереметьево-2” состоится раньше, чем будет построен новый терминал “Шереметьево-3”. Замгендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков сомневается, что реконструкция “Шереметьево-2” возможна без полной остановки либо существенного снижения его пропускной способности. Поэтому “Аэрофлот” предлагает сначала построить “Шереметьево-3”, куда затем можно было бы перенести операции из реконструируемого терминала.
В “Шереметьево” считают опасения “Аэрофлота” безосновательными. “Реконструкция второго терминала будет проходить без его остановки, — цитирует "Интерфакс" и. о. гендиректора аэропорта Евгения Бахтеева. — Пропускная способность "Шереметьево-2" на период строительных работ может уменьшиться не более чем на 15% и только на первом этапе”. Но Кошляков указывает, что “Аэрофлот” ожидает существенного увеличения объема перевозок, а “Шереметьево-2” уже работает на пределе возможностей. Александр Лебедев, основной владелец НРК, которая контролирует около 30% акций “Аэрофлота”, тоже считает, что реконструировать терминал без снижения пассажиропотока не удастся. Но говорить о возможном ответе “Аэрофлота” Лебедев не стал. Он лишь отметил, что вопрос о переносе части рейсов в другие аэропорты не рассматривается.
Чиновники не склонны преувеличивать опасения “Аэрофлота”. Как говорит сотрудник Минтранса, доводы “Аэрофлота” были озвучены на недавнем совещании у министра транспорта Игоря Левитина. Однако, поясняет собеседник “Ведомостей”, разработчики проекта убедили, что модернизация не создаст проблем авиакомпании.
Елена Сахнова из ОФГ считает, что реконструкция “Шереметьево-2” может пройти без ущерба для авиаперевозчиков. Она отмечает, что упорство чиновников свидетельствует об отсутствии у них желания отдавать проект “Шереметьево-3” на откуп “Аэрофлоту”. Одновременная реализация сразу двух проектов могла бы решить конфликт. Но у государства нет на это средств и желания отдать проект “Шереметьево-3” в частные руки, отмечает Сахнова. В то же время, говорит она, “Аэрофлот” не может обойтись без своего терминала. Его отсутствие не позволяет авиакомпании наращивать объемы перевозок, поскольку их рост ограничен пропускной способностью “Шереметьево” и отсутствием пересадочного узла.
Справка: Международный аэропорт “Шереметьево” (МАШ) – крупнейший в стране, в нем базируется ведущий российский перевозчик – “Аэрофлот”. За январь – август 2004 г. “Шереметьево” обслужило более 8,5 млн человек, в том числе около 4,6 млн пассажиров “Аэрофлота”. Выручка в 2003 г. – 4,4 млрд руб., чистая прибыль – 0,6 млрд руб. Государству принадлежит 100% акций МАШ.
Андрей Лемешко, Юлия Бушуева