Есть ли жизнь на работе?
Ритм нашей жизни таков, что работа отнимает практически все время. Поэтому в офисе мы не только активно трудимся, но вынуждены совмещать работу и частную жизнь. Хорошо это или нет, но на работе мы живем. Общаемся, находим друзей и заводим романы, празднуем дни рождения и праздники.
Это данность - и с ней бессмысленно бороться. Но можно сгладить отрицательные стороны и подчеркнуть положительные.
Неудивительно, что дизайнеры, архитекторы, производители офисной мебели и оборудования не только стремятся оптимизировать офисное пространство для производственного процесса, но и ставят перед собой цель сделать рабочее пространство уютным, комфортным, даже домашним, если хотите. Как же этого добиться? Какой он современный офис? Попробуем выделить наиболее актуальные тенденции в современной офисной мебели.
Как дома
Среди производителей мебели традиционно существовало разделение на «частников» и «общественников».
Есть, конечно, большие корпорации, «многостаночники», которые способны обеспечить весь огромный ассортимент от рабочей станции и рецепции до кровати и книжного шкафа, но их не так много. И в принципе это понятно. Слишком разные задачи и разные требования. В домашней мебели ценится дизайн, оригинальность решения, красивые ткани и приятные на ощупь материалы - все призвано создать теплую, уютную атмосферу. А офисная мебель должна быть эргономичной и функциональной, должна способствовать сосредоточенности и увеличивать работоспособность. Ну и материалы используются, прежде всего, стойкие к нагрузкам и простые в эксплуатации.
Однако в последнее время ситуация стала меняться. По мнению специалистов, грань между офисной и домашней мебелью в скором времени совсем сотрется. Это происходит по двум причинам. Во-первых, мы больше работаем дома. Многие даже считают, что через пару десятилетий офисы вообще исчезнут, будущее за удаленной работой: проводить встречи, вести переговоры можно будет не выходя из комнаты, просто подключившись к сети.
Вторая, и более серьезная причина в изменении взгляда на рабочее пространство - офис больше не безликое помещение, он обрел «человеческое» лицо. Он теперь не для биороботов, от которых требуется только выдавать результат «на гора», он для людей. Появилось понимание, что психологическое спокойствие едва ли не важнее физического комфорта. Недостаточно поставить для оператора удобное кресло, эргономичный стол и современный компьютер, нужно еще создать соответствующую атмосферу: уютную, «мягкую». А так чувствовать себя человек может только дома.
Цветной аттракцион
Психологи утверждают, что цвет мощное оружие. Он способен поднять настроение или ввергнуть в депрессию, помочь сосредоточится или настроить на отдых. Раньше существовало четкое представление - вот это «офисные» цвета, а вот это нет. Традиционным для рабочих интерьеров всегда считались скучноватый серый или нейтральный коричневый цвета. Иногда самые смелые добавляли небольшие акценты синего. Почему так? Все очень просто. Яркие цвета отвлекают от работы, не дают сконцентрироваться. Попробуйте целый день просидеть, глядя на лиловую стенку в розовый цветочек, «дебет с кредитом» у вас точно не сойдется.
Такой подход был и к офисной мебели: различные оттенки серого и коричневого, белый, черный – вот, собственно, и все разнообразие. Но оказалось, что такая «серость» очень быстро приедается, и, кроме того, также совсем не способствует психологическому здоровью. Тут, как и везде, все хорошо в меру. Например, в небольших количествах красный цвет способен стимулировать работоспособность человека, но ненадолго - если перестараться, подъем сил быстро сменится усталостью и раздражительностью.
Соответственно, идеальной для офиса является ситуация, когда общее цветовое решение офиса является нейтральным, но оно дополняется яркими акцентами. Такими акцентами могут стать и предметы мебели. В последние годы производители офисной мебели используют даже такие активные, и, казалось бы, совсем не подходящие для рабочего пространства цвета как оранжевый, розовый, салатовый, лимонный и др. Ограничений нет никаких, так что можно реализовать самые фантастические пожелания. Характерным примером такого подхода стала представленная на последнем Миланском мебельном салоне коллекция Stripes от одного из законодателей офисной моды итальянской компании Fantoni. Ее дизайнеры предложили три варианта «окраски» стильного полосатого рабочего стола: строгий черно-белый, «натуралистический» зеленый и веселый «а ля радуга», с полосками всех возможных цветов и оттенков.
Представительская зона с душой
Ну, раз яркие цвета стали возможны в офисе, следующий шаг за дизайнерской мебелью. Казалось бы, зачем нужны уникальные вещи в рабочем пространстве? Делать их долго и сложно, производство, скажем, авторского рабочего стола требует серьезного участия будущего владельца, только в этом случае стол получится удобным, именно таким, как надо. Гораздо проще и эффективнее обставить офис стандартной оперативной мебелью. Она и функционально, и эргономически продумана. Что еще нужно? Но этот постулат верен лишь в отношении так называемого back office, то есть собственно рабочих помещений, куда закрыт доступ посетителям. И ошибочен в отношении представительских зон. Дело в том, что производителей более-менее «дизайнерской» офисной мебели очень мало, а потребность в ней все больше растет. Ведь бизнес-мир достаточно узок и в нем все друг-друга знают.
Согласитесь неприятно, будучи главой крупной компании, прийти в офис к партнеру и обнаружить там ту же коллекцию мебели, которой обставлен ваш собственный офис. Авторские вещи уникальны по своей сути. И дело тут даже не в том, что такого больше ни у кого не будет. Они обладают собственной аурой, и поэтому способны создать определенную атмосферу, настроение в офисе. Выделить фирму из целого ряда близнецов, создать ее неповторимый, запоминающийся имидж. Кроме этого, авторские вещи, как любое творение, предметы практически одушевленные, обладающие своим характером, даже душой. А соответственно, они способны привнести в современный офис эмоции и человечность, которых так ему не хватает.
Техника молодежи
Мы уже не мыслим свою жизнь, а тем более, работу без ноутбука, мобильного телефона и других чудо-изобретений инженерной мысли. Забыв переносной компьютер или мобильный телефон дома, мы оказываемся практически беспомощны: не помним номеров телефонов, дней рождений, не знаем когда и какие встречи назначены на сегодня, не можем прочесть и отправить почту. А сбой в работе внутренней сети способен полностью парализовать работу офиса целиком. С потрясающей скоростью возникают все новые, более совершенные и «умные» технологии. Рабочее место все больше автоматизируется и усложняется. Да и привычные предметы изменились. Раньше на столах стояли огромные тяжеленные ящики-мониторы, которые далеко не каждая столешница могла выдержать. Теперь их заменили плоские легкие ЖК-дисплеи и плазменные панели.
Производители офисной мебели быстро откликнулись на потребность рынка и стали внедрять последние технологические разработки в свою продукцию. Появились столы со встроенными мониторами и факсами, ксероксами и аудиосистемами, перегородки-экраны, на которые можно проецировать изображение, а можно писать фломастерами. Возможности практически неограниченны, главное - не потерять за всем этим техническим совершенством самого человека с его непредсказуемыми эмоциями.
Демократия в действии
В современном офисе постепенно исчезает жесткое разделение на «мебель для руководителей» и «мебель для сотрудников». Каков в традиционном представлении стол высокопоставленного начальника? Дорогой, большой, темного дерева, с бронзовыми и кожаными вставками. Всем своим видом он должен демонстрировать статус владельца. Подход поражает современного человека своей косностью и консерватизмом. Такие столы остались наверное только в кабинетах наших министров и глав сырьевых компаний. Кабинеты современных директоров и президентов крупнейших корпораций поражают своей простотой и демократичностью.
Они сидят практически за тем же столом и на абсолютно таком же стуле, как и рядовой сотрудник компании. Зачастую даже стол и рабочее кресло руководителя проще по начинке, чем у оператора, бухгалтера или секретаря. Ведь он не проводит целый день за столом и работа у него не такая монотонная и однообразная, а соответственно, и эргономические и функциональные требования к столу и креслу несколько ниже (!) чем у сотрудников. Но зато материалы часто (но далеко не всегда) используются нестандартные и дорогие. Это связано не с желанием начальника продемонстрировать свой статус или самоутвердиться. Дело в том, что кабинет руководителя точно так же, как входная зона и переговорная - лицо компании, поэтому и дорогие, но стильные и простые вещи в данном случае «работают» на имидж компании.
Скупой платит дважды
В любом случае, независимо от всех современных тенденций, от быстро меняющейся моды, залог успеха в деле «офисостроения» - искренняя забота о человеке. Да, хороший офис это дорого, и это «удовольствие» становится все дороже и дороже. Но все затраты безусловно оправданы, ведь экономия на столах и стульях в конечном итоге отразится на работоспособности сотрудников, на их физическом и психологическом здоровье.