DHL поверила в Россию
Компания DHL, первая из “большой четверки” международных экспресс-перевозчиков, решилась на крупные инвестиции в Россию. В 2005 г. она вложит 20 млн евро в создание терминалов в Москве и регионах. Ее основные конкуренты также вынашивают планы по строительству логистических центров, но в более далекой перспективе. Все они отмечают, что рынок экспресс-доставки в России становится все более привлекательным для инвестиций.
DHL в 2005 г. планирует построить в московском регионе собственный терминал общей площадью 10 000 кв. м, инвестировав в проект около 9,5 млн евро, сообщил Марк Хьюз, менеджер DHL по грузоперевозкам в России. Также, по его словам, в следующем году планируется построить терминалы в Санкт-Петербурге и Самаре. Общий объем инвестиций в три проекта достигнет 20 млн евро, говорит Хьюз. Все терминалы будут предназначены для приема и обработки международных и внутренних грузов и их отправки в регионы. “Поэтому в Москве идеально для нас было бы сделать терминал поблизости от [аэропорта] “Шереметьево”, — отметил менеджер. DHL рассматривает различные варианты — от строительства логистического центра с нуля до приобретения готовых объектов. До сих пор компания арендовала под терминалы небольшие площади в “Шереметьево” и на юго-востоке столицы, а также нанимала подрядчиков для обработки своих грузов. По словам коммерческого директора “DHL CНГ” Роланда Томаса, пока компания инвестировала в Россию несколько миллионов долларов — в обучение персонала и оборудование, а к необходимости более крупных вложений ее подтолкнул бурный рост бизнеса. Хотя финансовые показатели DHL не раскрывает, Томас сообщил, что объем ее операций в России в 2004 г. вырастет на 50%, причем по внутренним перевозкам — на 60%. “Местные подрядчики не успевают за этой динамикой, поэтому DHL будет создавать собственную инфраструктуру”, — отмечает Томас.
Руководитель дирекции общественных связей и медиаобеспечения ФГУП “Почта России” Сергей Григоренко подтверждает, что темпы роста внутрироссийских перевозок выше темпов международной доставки у всех участников рынка. Неудивительно, что они также задумываются о расширении собственных операционных площадей. Богдан Бутырев, директор по продажам и маркетингу TNT Express — Russia, говорит, что его компания рассматривает варианты от строительства до аренды готового терминала, но сроки реализации проекта не определены. “Необходимость этого продиктована высокими темпами роста объемов бизнеса по экспресс-доставке”, — говорит он. В 2003 г. оборот TNT в России увеличился на 33%, кроме того, все больше компаний проявляют интерес к передаче своей логистики профессионалам. Например, TNT осуществляет в России логистическое обслуживание Sony, Lucent Technologies и Hewlett-Packard.
Гендиректор “UPS Россия” Иван Шацких утверждает, что его компания также не исключает строительства собственных терминалов в России, но только в будущем. Пока гораздо выгоднее работать на арендованных площадях, считает он.
Но международным операторам по масштабу планов развития далеко до государственной “Почты России”. В октябре она заключила с итальянской компанией Еlsag Spa соглашение о строительстве к 2006 г. центра по обработке почты в районе 2-го транспортного кольца Подмосковья общей стоимостью 52 млн евро.
В этом году “Почта России” начала программу экспресс-доставки совместно с международной Express Mail Service.
Справка: 100% акций компании DHL принадлежит Deutsche Post World Net. Выручка DHL в 2003 г. составила 22 млрд евро. В России компания работает с 1984 г. и сейчас имеет на территории страны 100 собственных и агентских офисов. Оборот компании в нашей стране не раскрывается, однако российское подразделение DHL, по собственным данным, перевезет в 2004 г. 3,2 млн грузов, из них 60% – внутри страны. По данным “Почты России”, объем российского рынка экспресс-доставки равен $200–250 млн (некоторые участники рынка оценивают его в $500 млн), из них около $150 млн приходится на международную доставку, более 70% которой контролирует “большая четверка”: DHL – 45% (сама DHL оценивает свою долю в 57%), UPS и TNT – по 15%, FedEx – около 4%. Во внутренних перевозках существенные доли рынка занимают Pony Express и “СПСР Экспресс”.
Елена Виноградова, Николай Дицман