Петербургские гостиницы поднимают цены
Петербургские гостиницы, ощутив резкий приток иностранных туристов во время празднования 300-летия города, начали поднимать цены. Эксперты предупреждают, что это может отпугнуть значительную часть туристов в следующем году.
Стоимость размещения туристических групп в ряде петербургских гостиниц среднего класса на сезон 2005 г. повысилась почти на 30%, говорит Алексей Афанасьев, генеральный директор гостиницы “Арбат-Норд”. По его словам, благодаря резервированию гостиничных мест для официальных делегаций во время празднования юбилея города сезонная активность туристов продлилась до октября. Высокий спрос привел к росту цен, говорит он, однако в следующем году количество туристов может уменьшиться. По словам Афанасьева, рост цен раньше уже отпугивал иностранных туристов. Так, по данным комитета по туризму администрации Петербурга, в 1997 и 2001 гг. поток туристов в город в сравнении с предшествовавшим годом снизился примерно на 5% и 11% соответственно (см. график).
Пока спрос на туры в Петербург есть, но их стоимость сейчас “слишком завышена”, говорит гендиректор компании “Интурист-СПб” Владимир Салихов.
Прогнозы по снижению туристического потока связаны не столько с ростом цен на размещение, сколько с неразвитой инфраструктурой туризма, а именно с дороговизной перелета, низкой пропускной способностью аэропорта, низким уровнем организации турпотоков в городе и отсутствием гарантий безопасности туристов, полагает исполнительный директор гостиницы “Прибалтийская” Андрей Якунин. “Прибалтийская”, по его словам, планирует увеличить тариф на следующий год в пределах 15% из-за роста евро относительно доллара: цена размещения выставляется в долларах, тогда как основные клиенты гостиницы — туристы из Европы. Необходимость повышения цен он обосновывает и тем, что гостиница вложила около $20 млн в реконструкцию номеров и общественной зоны в рамках программы перехода с уровня среднего класса на уровень “четыре звезды”.
А президент Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев полагает, что операторы просто торопятся заработать: спрос после празднования 300-летия “не настолько укрепился, чтобы переплачивать”. В следующем году, вероятнее всего, выиграют гостиницы, не поднявшие цены, говорит он. Среди таких Корнеев назвал “Октябрьскую” и “Советскую”.
Цены гостиницы “Октябрьская” на сезон 2005 г. останутся на прежнем уровне, говорит гендиректор отеля Владимир Иванов. Хотя, по его словам, с 1997 г. “Октябрьская” потратила на реконструкцию около $14 млн. “Мы все равно заработаем больше за счет дополнительных услуг — например, ресторана”, — утверждает он.
Не видит причин повышать цены и директор по маркетингу и продажам гостиницы “Ренессанс Санкт-Петербург Балтик Отель” Любовь Апреликова. “Количество иностранных туристов не растет с такой скоростью, которая позволила бы нам поднимать цены”, — говорит она.
А топ-менеджер одной из петербургских гостиниц, просивший не называть его имени, полагает, что гостиницы, которые не повышают цены либо повышают их незначительно, смогут потребовать от туроператоров обеспечить приток туристов в низкий сезон и в итоге увеличить свои доходы. По оценке Афанасьева из “Арбат-Норд”, таким образом можно поднять среднемесячную заполняемость в низкий сезон на 10-15%.
Туроператоры, работающие на прием, сейчас ищут компромиссы с гостиницами. Распространена практика, при которой оператор, обеспечивающий гостинице загрузку в низкий сезон, получает привилегии в высокий — ему предоставляется больше мест, подтверждает директор по приему туркомпании “Актис” Алексей Жуков. По его словам, иногда это может помочь оператору увеличить оборот “в несколько раз”.
Андрей Мусатов
Глеб Крампец