Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Строительство |В Сибири в цене склады


В Сибири в цене склады

В последнее время новосибирские и российские компании активно взялись за строительство современных складских комплексов. Желая закрепиться в перспективном сегменте, все больше фирм анонсируют планы строительства терминалов класса А.

За полгода арендные ставки на складские помещения выросли на 30%. Именно поэтому в последнее время все больше компаний стремится обзавестись собственными складами, считает менеджер отдела недвижимости инвестиционно-строительной корпорации “Заельцовская” Ольга Самойленко. Растет и число тех, кто планирует впоследствии самостоятельно сдавать площади в аренду. “Заельцовская” ежеквартально совершает около пяти сделок по продаже складов площадью от 400 до 800 кв. м. “За последние полгода спрос вырос на 20%, и это вызвало рост цен”, — говорит Самойленко. По сравнению с прошлым годом цены выросли в 2-2,5 раза, до 5000-10 000 руб. за 1 кв. м. “Особенно востребованы отдельно стоящие, с [подведенными] коммуникациями терминалы площадью 800-1500 кв. м, но удовлетворить растущий спрос все труднее”, — констатирует Самойленко.

С ростом конкуренции со стороны крупных логистических компаний местные владельцы складов делают ремонты и повышают арендные ставки. В 2002 г. компания “Сиблоджикс” (принадлежит Tablogix) заключила договор аренды складского помещения с компанией “Новосибметалл”. В этом году “Сиблоджикс” реконструировала склад площадью 10 000 кв. м, увеличив его площадь до 15 000 паллето-мест. Максимальная сумма аренды составляет $10 за одно паллето-место в месяц. “Рынок складских услуг в Новосибирске освоен не более чем на 20%”, — говорит менеджер компании “Сиблоджикс” Елена Беспалова.

В последние несколько месяцев “Сиблоджикс” получила ряд предложений от новосибирских компаний вести их складское хозяйство. “Купив в собственность помещения, эти компании разочаровались в такой схеме работы”, — говорит Беспалова. В структуре бизнеса складское хозяйство всегда убыточно и означает головную боль для руководителя. Он вынужден отрываться от основного бизнеса и решать проблемы доставки товара и воровства на складе. Испытав эти сложности, все больше управленцев обращаются к провайдерам логистических услуг.

“Русская логистическая служба”, арендующая помещения “Новосибметалла”, также собирается обзавестись собственным терминалом. По словам гендиректора “Русская логистическая служба (РЛС) — Новосибирск” Сергея Кондюрина, на рынок входят все новые компании, в том числе московские и иностранные. “Вместе со спросом растут арендные ставки, — отметил Кондюрин. — Аренда склада класса А стоит сейчас $10 за одно паллето-место в месяц”. В будущем году РЛС намерена построить в Новосибирске терминал класса А площадью 40 000 кв. м. “Создать терминалы РЛС планирует в восьми городах, где сконцентрированы наиболее активные грузопотоки, — говорит Кондюрин. — Инвестором будет оператор железнодорожных перевозок "Трансгрупп АС", который планирует вложить в новосибирский склад свыше $12 млн”.

А директор новосибирского филиала Национальной логистической компании Вячеслав Дунаев считает, что на рынке складских помещений и логистических услуг сейчас затишье. “За последние полгода востребованность профессиональных логистических услуг возросла незначительно, — сетует Дунаев. — Но местный бизнес пока не готов платить за хорошее обслуживание товара. Прирост обеспечивают московские компании”. И действительно — несколько компаний, ранее объявивших о планах строительства складских комплексов в Новосибирске, пока так и не сумели приступить к их реализации. Дистрибьюторская компания “Караван” хотела построить терминал площадью 20 000 кв. м и стоимостью $5 млн. Для реализации проекта была специально учреждена компания “Карлоджик”. Первые 10 000 кв. м предполагалось построить в течение 2004 г., однако проект оказался заморожен из-за сложностей с финансированием. По словам сотрудника “Каравана”, попросившего не упоминать его имени, основным источником финансирования строительства должен был стать кредит Сибирского банка Сбербанка. Но банк отказал компании в кредите, и сейчас “Караван” ищет другие возможности привлечь деньги.

Не торопится и французская FM Logistic. Год назад генеральный директор компании по СНГ Жиль Фор говорил “Ведомостям”, что в 2004 г. она начнет строительство собственного склада площадью 10 000 кв. м стоимостью около $10 млн, но оно до сих пор не начато.

В этом году единственным серьезным проектом по строительству складских помещений в Новосибирске можно считать терминальный комплекс дистрибьютора алкогольной продукции компании “Септима”. Для строительства терминала “Септима” учредила компанию “Сибирский грузовой терминал” (СГТ). Как рассказал Дмитрий Смоленский, заместитель директора СГТ по логистике, в октябре начала работать первая очередь площадью 9000 кв. м. К осени 2005 г. СГТ рассчитывает полностью закончить строительство. Общая площадь терминала составит 21 000 кв. м (около 16 000 паллето-мест), объем инвестиций — $8 млн. “Сейчас основным арендатором СГТ является "Септима": из-за новых контрактов ей потребовалось больше складских площадей, но вторая очередь терминала будет ориентирована на сторонних клиентов”, — рассказывает Смоленский.

Сейчас к терминалам класса А в Новосибирске Смоленский, помимо СГТ, относит только комплекс Tablogix. Медленное развитие сегмента дорогих логистических комплексов он объясняет дороговизной и долгой окупаемостью проектов: “Средний размер вложений в строительство складов класса А составляет $5-10 млн, а окупаются такие проекты не ранее чем через пять-шесть лет. Не многих инвесторов устраивают подобные параметры”.

Юлия Дрокова
Елена Богданова
Юлия Лях


Тема дня