Campina и Arla объединяются
В Европе появился молочный холдинг, который сможет конкурировать со швейцарской компанией Nestle. На этой неделе об объединении объявили датская Arla Foods и голландская Campina. Эксперты считают, что Arla Campina будет спасителем североевропейских фермеров, которые страдают от падения цен и госсубсидий.
Новая группа, Campina Arla, станет крупнейшей в Северной Европе и второй по объему производства на всем континенте после швейцарской Nestle. Компания будет перерабатывать около 13% из 138 млрд л молока, производимого фермерами Евросоюза ежегодно. Ее выручка составит 10 млрд евро ($13,3 млрд). В объединенной компании будут работать около 20 000 человек.
Из-за снижения цен на свою продукцию и сокращения государственных субсидий, направляемых на компенсацию потерь фермеров, за последние несколько лет в Европе разорились многие производители молока. Датская ассоциация производителей молочной продукции уточняет, что в 15 странах “старой Европы” число фермерских хозяйств, производящих молочную продукцию, за последний год сократилось на 5,5%, а за прошедшие девять лет — на 43%. По подсчетам экспертов Arla и Campina, цены на молоко в Европе в ближайшие четыре года упадут еще на 20%. Arla и Campina, которые по организационно-правовой форме являются фермерскими кооперативами, заявили, что слияние поможет серьезно улучшить положение их членов. “Цель слияния — стабилизировать цены на молоко, которое продают члены нашего кооператива”, — сообщили в Arla. Владельцами новой, объединенной компании станут 21 000 фермеров в Бенилюксе и Скандинавии. Слияние начнется сразу после одобрения европейскими властями и участниками фермерских кооперативов. Представители объединяемых компаний говорят, что процесс слияния должен быть завершен в течение 2005 г. По прогнозам экспертов, это поможет сократить затраты фермеров на 134 млн евро в год.
Генеральным директором объединенной компании станет Юстиниус Сандерс, сейчас возглавляющий Campina, его заместителем — руководитель Arla. Головной офис компании будет располагаться в Копенгагене.
До 2001 г. Arla владела 6% акций петербургского молочного комбината “Петмол” (сейчас входит в группу “Юнимилк”). Никаких других подразделений компании на российском рынке нет. Campina открыла свой завод в Подмосковье летом 2000 г. Инвестиции в завод составили около $50 млн. Компания специализируется на производстве молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью, йогуртов и молочных десертов под марками Fruttis и Campina. С 2001 г. компания размещала заказы по розливу молока на российских заводах: на Саранском молочном комбинате начали разливать локальную марку молока “Ступинское”, а на питерском “Петмоле” — делать молочные продукты под маркой “Телепузики”.
Руководитель российского представительства немецкой Ehrmann Аксель Хартманн полагает, что объединение Campina и Arla в Европе не отразится на бизнесе компании в России, “поскольку это два совершенно разных рынка”. “Цены будут расти из-за роста евро у всех европейских производителей в России”, — говорит он.
Кирилл Корюкин
Антон Сарайкин