Путин привел Volkswagen
Сегодня германский концерн Volkswagen может подписаться под строительство завода в России. Соглашение с Минэкономразвития планируется заключить в ходе визита в Германию Владимира Путина.
Volkswagen несколько лет обсуждает с российскими чиновниками планы строительства автосборочного производства. За это время автоконцерн пересмотрел немало площадок, но решения не принимал, ожидая снижения таможенных пошлин на ввоз автокомплектующих. Пока продолжались переговоры, дела VW в России шли с переменным успехом: в 2003 г. продажи компании в стране упали на 7%, хотя у других концернов выросли. В первые полгода 2004 г. концерн внезапно сделал рывок, увеличив продажи на 13,5% до 3983 шт.
Наконец VW решился прийти в Россию. Как рассказал “Ведомостям” замминистра экономического развития Андрей Шаронов, сегодня в ходе визита президента Владимира Путина в Германию министерство и Volkswagen подпишут меморандум о строительстве предприятия.
Завод появится в подмосковном Ступине, где уже прописались Mars, Campina и другие западные корпорации. Поначалу немцы ограничатся “отверточным” производством мощностью до 40 автомобилей в день, в которое вложат 30 млн евро. А к концу 2005 г., рассказывает Шаронов, здесь будут собирать Volkswagen Bora и Skoda Oktavia. С 2007 г. завод начнет сборку нового VW Polo. К этому времени в Ступине должны появиться линии сварки и окраски, а мощности предприятия вырастут до 200 автомобилей в день.
Шаронов говорит, что Volkswagen настоял на нулевых импортных пошлинах на оборудование. На прошлой неделе рабочая группа комиссии по защитным мерам согласилась снизить до нуля эти пошлины, а максимальную ставку тарифа на автокомпоненты — опустить до 5%.
В немецком концерне вчера отказались от комментариев. Но правительство Московской области тоже ждет, что инвестсоглашение будет подписано уже сегодня. Замминистра транспорта Московской области Норайр Блудян отмечает, что за Volkswagen уже зарезервирован участок земли площадью 160 га. “Соглашение — это только политическое решение, сам проект стартует после снижения пошлин”, — замечает он. По оценке Блудяна, немецкий концерн вложит в проект 150 млн евро и подождет 5-6 лет, пока завод выйдет на проектную мощность. Ford потребовалось четыре года с момента подписания соглашения с правительством, чтобы открыть завод во Всеволожске. Представители компании, первой из иностранных автоконцернов построившей в России автозавод с нуля, от комментариев вчера отказались.
Bora, на которую делает ставку VW, была весьма популярной моделью до тех пор, пока из-за укрепления евро цена в базовой комплектации перевалила за $20 000. Это заметно снизило его привлекательность по сравнению с конкурентами — Toyota Corolla и Nissan Almera, напоминает Евгений Созин, брэнд-менеджер компании “Атлант-М”, дилера VW. В 2003 г. на Bora пришлось только 839 машин из 7408 автомобилей, проданных VW в России. Эксперты думают, что благодаря сборке в России автомобиль подешевеет — по оценке Блудяна, на 15-20%. “Иначе не имеет смысла браться за проект”, — отмечает эксперт. С ним согласен Павел Лешаков, представитель “Автотора”, который собирает в Калининграде BMW, KIA и Hummer. Начав с “отверточной” сборки, немецкий автоконцерн прощупает рынок, а затем определится с модельным рядом, не рискуя большими деньгами, рассуждает собеседник “Ведомостей”. Если же VW не сумеет сократить стоимость Bora, ему придется менять модельный ряд, который собирается в нашей стране, думает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. “В России имеет смысл делать ставку на выпуск недорогих автомобилей”, — заключает он.
Андрей Лемешко
Анна Николаева
Дмитрий Симаков