Эльза Талипова, Руководитель направления коммерческой недвижимости ЗАО «Корпорация МИАН»
1. Какая форма (схема) приобретения промышленного объекта наиболее привлекательна для иностранных компаний?
– Сегодня на рынке существует две основные схемы приобретения объекта – выкуп юридического лица или самого объекта. Иностранные компании, в большинстве случаев предпочитают второй вариант, так как это гораздо более прозрачный и понятный процесс.
2. Что выгоднее: построить новый заводили реконструировать старый? Рыночная практика.
– Зачастую иностранные промышленные компании строят новый объект. Это связано с необходимостью соблюдать строгие технические и экологические требования, которым существующие производственные площади практически никогда не отвечают. Хотя, безусловно, окончательное решение строить новый или реконструировать старый производственный объект напрямую зависит от экономических расчетов, которые проводятся применительно к конкретному предложению. После проведения полной оценки выбирается наиболее экономически привлекательный вариант.
3. Как отразится на рынке индустриальных помещений возможность выкупа земель под объектами? Основные сложности при решении земельных вопросов?
– На рынке Московской области уже больше года существует практика выкупа земель. Сегодня можно сказать, что она оказалась очень привлекательной для большей части приобретателей. Хотя некоторые объекты еще предлагаются в аренду, иностранные компании предпочитают именно выкуп. В том, что касается сложностей, с которыми могут столкнуться именно иностранные компании – невозможность приобретения некоторых категорий земель (земли военных производств, сельхозугодия и др.). Существующая возможность перевода земель из одной категории в другую - процесс, который не только предполагает большую затратную часть, но и длится от полугода до года.
4. Какие сектора промышленности наиболее привлекают западных инвесторов? Примеры.
– Первыми пришли представители пищевых гигантов, такие как Кока-кола, Марс и пр. Следом за ними стали открываться заводы по производству самых различных товаров, направленных на массового покупателя – мебель, посуда, косметические товары, автомобили и пр. На сегодняшний день речь не идет о производствах «полного цикла», скорее о сборочном производстве, возможно изготовлении каких-либо составляющих и запчастей. Это помогает снизить стоимость конечного продукта и увеличить конкуретноспособность компании на российском рынке.