Построить в России свои автозаводы намерены еще 4 автоконцерна
Сенсацией завершается этот год на российском авторынке: по прогнозу экспертов, впервые иностранные производители обгонят российских конкурентов по объему продаж автомобилей в стоимостном выражении. Непрекращающийся спрос на иномарки подстегнул еще ряд мировых автоконцернов задуматься о начале сборки своих машин России. И только производители автокомпонентов по-прежнему боятся начинать бизнес в России.
Бурные продажи новых иномарок начались в 2003 г. после повышения пошлин на подержанные авто. В конце прошлого года иностранцы ахнули от удивления, подсчитав, что за год в разы увеличили свои продажи в России. На радостях они увеличили планы продаж на 2004 г., но спрос превзошел их ожидания. В Toyota Motors сообщили, что изначально ставили план в 30 000, в течение года увеличили его до 40 000, а продадут еще больше. В “Рольф-Холдинге”, дистрибьюторе Mitsubishi Motors, “Ведомостям” сказали, что в 2004 г. планировали продать 22 500 машин, но продали их еще к октябрю и на 2005 г. запланировали продать 50 000 авто.
Окончательные итоги года дилеры еще не подвели, а эксперты уже публикуют сенсационные прогнозы. По оценке партнера PricewaterhouseCoopers Стенли Рута, в этом году объем продаж новых иномарок, включая машины, собранные в России, превысит $9 млрд и впервые составит половину от общего объема продаж машин в России в стоимостном выражении. Стенли Рут считает, что в этом году в России будет продано 280 000 новых импортных автомобилей и 120 000 иномарок российского производства, а вот российские заводы увеличат производство несущественно — с 870 000 до 880 000. Аналитики “УралСиба” полагают, что продажи отечественных авто возрастут на 7% до 1 млн, а импортных иностранных машин будет продано 359 000 — на 86% больше, чем в 2003 г. В “УралСибе” согласны, что по объему продаж иностранные производители обгонят российских — $6,3 млрд против $5,4 млрд.
“Благосостояние россиян растет, и они предпочитают покупать иномарки, — говорит аналитик "УралСиба" Кирилл Чуйко. — В итоге и в будущем году иностранцы нарастят продажи более чем на 50%”. В этом году автоконцерны оказались к этому не готовы — покупателям наиболее популярных моделей приходилось по нескольку месяцев ждать своих машин. “Гарантировать, что в 2005 г. очередей не будет, никто не возьмется, — говорит представитель одной из компаний, торгующих иномарками. — Наличие очередей во многом будет зависеть от того, как маркетологи компаний-дистрибьюторов смогут просчитать спрос”.
Сами иностранные производители считают российский рынок очень перспективным. В этом году многие из них заявили о желании начать сборку в России. ГАЗ начал обсуждать с Nissan и Mahindra возможность создания совместных производств. Toyota заявила, что планирует создать производство на Северо-Западе. Ее примеру решил последовать и DaimlerChrysler, начавший переговоры о сборке автомобилей Mercedes. А Volkswagen в декабре чуть было не подписал меморандум о строительстве завода в России, но перенес это на начало 2005 г. А “Северсталь-Авто” уже подписала с корейской SsangYong Motor Company лицензионное соглашение о производстве в России внедорожников Rexton.
А вот производители автокомпонентов не торопятся начинать свои производства в России. Пока только международная корпорация Tenneco Automotive запустила в Тольятти предприятие по производству глушителей. О планах построить рядом завод заявил американский производитель автокресел Lear. Глава СП “GM-АвтоВАЗ” Джон Милонас заявил журналистам, что СП ведет переговоры о приходе в Россию с производителем опор для двигателя и резинотехнических изделий — корпорацией Woco. Аналитик “Атона” Александр Агибалов считает, что приходу иностранных поставщиков в Россию препятствует низкий спрос на качественные и дорогие комплектующие. Его коллеги из “УралСиба” полагают, что его могут обеспечить только иностранные автоконцерны — как только они начнут свою работу в России, производители автокомпонентов задумаются о том, чтобы последовать их примеру.
Мария Рожкова
Глеб Столяров