Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Склады |Промышленная недвижимость |Табак и конфеты становятся бизнесом для иностранцев


Россия | 30 декабря 2004 | Недвижимость

Табак и конфеты становятся бизнесом для иностранцев

После покупки франко-испанской корпорацией Altadis ярославской фабрики “Балканская звезда” российский табачный рынок практически весь перешел под контроль иностранных корпораций. В этом же направлении развивается и кондитерский рынок, к крупнейшим игрокам которого присоединился норвежский гигант Orkla. У фармацевтических компаний все еще впереди.

Самой крупной сделкой на потребительском рынке России в 2004 г. стала продажа ярославской табачной фабрики “Балканская звезда” франко-испанской корпорации Altadis. 80,75% акций российской компании были куплены за 147 млн евро. Общая сумма сделки после выкупа акций у миноритариев может составить 182 млн евро. Участники рынка и аналитики уверены, что на этом выход западных компаний в российскую табачную отрасль завершился: ярославская компания была последней интересной иностранцам российской фабрикой. Международные гиганты Philip Morris, British American Tobacco, Gallaher и Imperial (в совокупности контролируют более 80% рынка) свои покупки сделали еще в середине 90-х. Сам рынок объемом $6 млрд не растет последние несколько лет и является одним из самых высококонкурентных.

Не менее сложным является и российский кондитерский рынок, более 50% которого также контролируют транснациональные Mars, Nestle, Kraft Foods, Dirol-Cadbury и Perfetti Van Melle. В конце года к списку добавился норвежский концерн Orkla, который купил за $75-100 млн (по разным оценкам) у кондитерские фабрики “СладКо” (Екатеринбург) и “Волжанка” (Ульяновск). Сделка позволила норвежской компании войти в пятерку крупнейших игроков российского рынка, и останавливаться на этом они не собираются. Представитель Orkla заявил “Ведомостям”, что концерн продолжит скупку активов, “потому что действующие производственные мощности уже загружены на 100%”. По мнению аналитиков, появление нового сильного игрока приведет к падению прибыльности у всех существующих компаний. “Шоколадный рынок уже достиг в крупных городах своего потолка — мы едим по 5-6 кг в год, как в Европе”, — говорит гендиректор компании “Бизнес Аналитика” Андрей Стерлин. Он оценивает темпы роста шоколадного рынка объемом $2,9 млрд в 2-3% в год. По мнению аналитика, дальнейший рост может произойти только за счет увеличения потребления шоколада в средних и небольших городах: на 10% за 5-6 лет.

Фармацевтический рынок

($2 млрд в розничных ценах) в отличие от табачного и кондитерского пока находится в самом начале консолидации. Пока только 30% лекарств производится в России. Тем значимее кажется продажа “Нижфарма”, одного из крупнейших фармацевтических предприятий страны с оборотом $40 млн. Весь год эксперты предполагали, что покупателем станет польская Polpharma. Однако “Нижфарм” купила немецкая Stada с оборотом 745 млн евро. Сделку завершили в декабре. По сообщению “Нижфарма”, сумма сделки составила 80,5 млн евро. Аналитики и участники рынка считают, что Stada заплатила довольно высокую цену за входной билет на российский фармрынок. Но вместе с тем они считают, что и другие активы будут проданы по хорошей цене. По их прогнозам, в наступающем году следует ожидать продажи “Верофарма” (входит в холдинг “36,6”) и “Отечественных лекарств”, а также принадлежащей Альфа-банку компании “Акрихин”, продажа которой не удалась в этом году.

Екатерина Долгошеева
Ринат Сагдиев


Тема дня