"На гостиницах можно озолотиться"
Об особенностях столичного гостиничного рынка корреспонденту "Ъ-Дома" АННЕ ИВАНОВОЙ рассказала старший вице-президент компании Jones Lang La Salle Hotels МАРИНА УСЕНКО.
– Столичные власти много говорят о необходимости строительства гостиниц. Но кто действительно заинтересован в этом? В прошлом году много говорилось о том, что префекты административных округов в этом не заинтересованы, да и программа по привлечению приоритетных партнеров в этой области не реализована. Почему так произошло?
– Москва активно пытается получить право на проведение Олимпиады в 2012 году. Поэтому появляются программы по увеличению гостиничного номерного фонда, но мэру пока не удается заставить их работать. Сходная ситуация развивается и в Санкт-Петербурге. Там активное строительство гостиниц началось накануне 300-летия города и сейчас идет на спад. В сущности, гостиничный рынок по всей России находится на невысоком уровне, и события на нем носят спорадический характер.
Сегодня другие секторы сферы недвижимости приносят гораздо большие доходы, и потому гостиницы отодвигаются на второй план. В Москве инвестиции в офисную или торговую недвижимость вернутся в течение трех-шести лет. Что же касается гостиниц, то объем вложений в них намного больше. Кроме того, по отношению к остальным секторам недвижимости отели несут в себе больше рисков: если офисы сдают минимум на 11 месяцев, то гостиницу – каждый день. Значит, есть риски незаполнения номеров и, как следствие, недополучения прибыли.
– Тем не менее на столичном рынке существует ряд громких проектов: реконструируются крупнейшие гостиницы города – "Интурист", "Москва", на очереди "Россия"...
– Логически вокруг Кремля скоро не останется дешевых мест. Если ты хочешь жить в центре Москвы, видеть Кремль из окон, тебе надо платить соответствующую премию за это. Поэтому так или иначе все эти гостиницы будут заменены дорогими отелями, а те люди, которые не готовы за них платить, будут вынуждены искать что-то подальше от центра и терпеть определенные неудобства.
– Их почти одновременный вывод из эксплуатации отразился на рынке?
– Дефицит номеров уже есть. Туроператоры говорили об этом еще в прошлом году – как и в Санкт-Петербурге, в Москве ожидалось повышение цен на размещение на 30%. Впрочем, я слышала высказывание Юрия Лужкова о том, что все эти гостиницы настолько устарели, что использовать их дальше не было смысла. Пока есть инвесторы, в них заинтересованные, надо действовать.
– Инвесторы охотно выходят на московский гостиничный рынок?
– Пока интерес в основном проявляют гостиничные сети. Они, хотя и не выступают инвесторами, привносят определенные стандарты качества обслуживания. При том что они никогда не вкладывают собственные средства и работают на условиях договора управления, то есть перекладывают все риски на владельца, заинтересованность у них огромная. За гостиницу "Москва" была настоящая битва: в конкурсе участвовали пять международных сетей. То же самое, думаю, будет и с "Россией". Например, для компании Marriott International, которая выиграла конкурс по "Интуристу", было исключительно важно закрепиться на столичном московском рынке – непосредственно ими в Москве до недавнего времени управлялась только одна гостиница – Marriott Renessaince, а остальные с этой маркой работали по франшизе.
– То есть работой в Москве интересуются только крупные управляющие компании?
– У Accor, Starwood, Rezidor большие портфели брэндов, просто пока их негде размещать в Москве. К тому же мало кто из них соглашается работать по договору франчайзинга: они боятся доверять свой брэнд и репутацию кому-либо и стараются сами контролировать все процессы с тем, чтобы качество их марки не пострадало.
– Насколько широко на рынке представлены отечественные компании?
– Удивительно, что их до сих пор так мало, ведь для них есть громадная ниша на рынке. Русские гораздо лучше понимают и знают менталитет населения, властей, имеют связи. Так что непонятно, почему этого не происходит. На сегодняшний день есть несколько российских управляющих компаний – "Юмако", "Интурист" и "Прогресс". Я не знаю, в чем фокус, ведь всем понятно, что на гостиницах можно озолотиться.