Быстрый “Эксперт”
На российском розничном рынке бытовой техники появился новый крупный игрок. Компания “Эксперт-Ритейл”, возглавляемая бывшим топ-менеджером сети “Эльдорадо”, объединила на условиях франчайзинга 90 региональных магазинов, включая крупнейшую на Урале сеть “РемБытТехника”. Больше магазинов, чем у новой сети, сейчас только у самой “Эльдорадо”.
Компания “Эксперт-Ритейл”, до недавнего времени управлявшая примерно 60 франчайзинговыми магазинами в Московской, Саратовской, Пензенской, Курганской, Ростовской областях и Краснодарском крае, заключила в январе договор франчайзинга с компанией “РемБытТехника” (РБТ), крупнейшим розничным продавцом домашней техники в уральском регионе, рассказал “Ведомостям” гендиректор “Эксперт-Ритейла” Кирилл Новиков. По оценкам уральских продавцов бытовой техники, оборот РБТ, управляющей 28 магазинами, приближается к $130 млн. По словам Новикова, теперь сеть “Эксперт” отстает по числу магазинов только от “Эльдорадо”, у которой, по ее собственным данным, 584 магазина в 391 городе России и Украины. Новиков до 2003 г. возглавлял департамент бытовой техники в “Эльдорадо”. И, как он сам объясняет, ушел, чтобы заняться собственным бизнесом — созданием франчайзинговой сети магазинов.
Председатель совета директоров РБТ Андрей Малолетко рассказал, что в феврале 13 собственных и 15 франчайзинговых магазинов компании начнут работать под вывеской “Эксперт-РемБытТехника”. “Мы полностью откажемся от своей старой, не самой удачной вывески, — объясняет Малолетко, — но, учитывая высокую узнаваемость нашей марки в регионе, сделаем это через некоторое время”.
Малолетко считает, что франшиза позволит РБТ получить команду профессиональных менеджеров, новые системы логистики и торговли, а также лучшие закупочные цены. “Если в итоге нам удастся снизить себестоимость техники на 1-2%, мы будем очень довольны, ведь это повысит прибыль компании на 10-20%”, — отмечает он.
“Эксперт-Р”, по словам Новикова, предоставляет франчайзи брэнд, технологии, рекламную поддержку, обеспечивает снабжение продукцией и логистику. Площадь магазинов “Эксперта” — от 1000 кв. м в городах-миллионниках и от 500 кв. м в менее крупных городах. Плата за франшизу составляет от $10 000 до $400 000 в год в зависимости от объема рынка в регионе. По словам Новикова, собственные магазины его компания в ближайшие два года открывать не планирует. Зато рассчитывает выйти на столичный рынок, подбирая сейчас франчайзи в Москве. Как стало известно “Ведомостям”, это предложение заинтересовало компанию “Технополис”, управляющую в Москве и регионах семью одноименными супермаркетами, шестью магазинами “Аристон” и интернет-магазином “ОО3.ru”. Коммерческий директор “Технополиса” Дмитрий Зубрицкий подтвердил “Ведомостям” факт переговоров с “Экспертом”.
У “Эксперта” на этот год весьма амбициозные планы: по словам Новикова, задача компании — увеличить число магазинов до 250, а розничный оборот — до $300 млн. С подобным оборотом “Эксперт” вплотную приблизится к лидерам рынка, говорит Александр Пляцевой, президент ассоциации продавцов и производителей техники РАТЭК. Однако, отмечает он, “Эксперт” не является классической франчайзинговой сетью: “По сути, это закупочный кооператив, участники которого получают лучшие цены при покупке техники за счет объединения объемов”. Статистика показывает, что доля сетевых предприятий в продажах бытовой техники быстро растет — с 37% в 2000 г. до 54% в 2005-м. При этом больше всего страдают одиночные магазины и это подталкивает их к объединению, говорит Пляцевой.
Лидеры рынка планы “Эксперта” оценивают скептически. “Мы не воспринимаем их как конкурентов”, — говорит директор по маркетингу сети “М.Видео” Михаил Кучмент. А сотрудник сети “Мир” называет планы сети “амбициозными и невыполнимыми”. По его мнению, сильнейшую конкуренцию в регионах любым игрокам составляет “Эльдорадо”. По запланированным оборотам “Эксперту” также не угнаться за лидерами, полагает собеседник “Ведомостей”. У самого “Мира” в 2005 г. запланирован оборот в $450 млн. У “М.Видео” — $1,3 млрд. А у “Эльдорадо” уже в 2004 г. продажи, по оценкам экспертов, превысили $2 млрд.
Но, по мнению менеджера крупной сети по торговле домашней техникой в Поволжье, “Эксперт” может повторить успех “Эльдорадо”, начинавшей с открытия небольших магазинов в регионах. “Большинство точек "Эльдорадо" в регионах и сейчас фактически являются франчайзинговыми. Первое место на рынке "Эксперту", конечно, не занять, но изменить расклад сил вполне по силам”, — утверждает собеседник “Ведомостей”.
В “Эльдорадо” от комментариев отказались.
Справка:
По оценке торговой компании “Мир”, объем российского рынка домашней техники без учета компьютеров в 2004 г. составил $7 млрд. По оценке ассоциации “РАТЭК”, объем компьютерного рынка составляет еще $4–6 млрд. По итогам прошлого года основными игроками рынка эксперты называют “Эльдорадо” с оборотом в $2,5 млрд, “М.Видео” ($962 млн), “Мир” ($330 млн) и “Техносилу” (около $400 млн).
Татьяна Романова Елена Виноградова