Ставки растут
Напомним, что документ, предоставляющий в пользование «Ист Лайна» аэродромный комплекс сроком на 75 лет, был оспорен в суде представителями Росимущества, посчитавшими арендную плату заниженной (по данным Минтранса, она составляла около 10 млн руб. в год).
Спокойствие «Ист Лайна» и оперативность, с которой было сделано заявление о готовности заплатить, говорит о том, что решение арбитражного суда не было для компании неожиданностью.
Предыдущие попытки федеральных органов оспорить договор в суде заканчивались не в их пользу, и было бы логично, если б компания и в этот раз готовилась к победе, а не к поражению. Возможно, в «Ист Лайне» заранее догадывались о вердикте суда или сами спровоцировали подобное решение, чтобы в дальнейшем избежать худшего сценария – полной потери бизнеса в аэропорту.
Сегодня заключить новый договор об аренде чиновники могут только с «Ист Лайном», поскольку других игроков, обладающих лицензиями на соответствующую деятельность, на рынке нет.
Кроме того, от пересмотра условий компания вряд ли серьезно пострадает в финансовом плане. По мнению представителей «Трансаэро» и «Сибири», повышение арендной платы частично будет компенсировано за счет увеличения стоимости обслуживания клиентов аэропорта. Возможно, поэтому «Ист Лайн» и не делал никаких заявлений о возможности обжалования решения арбитражного суда.
С оспоренным в суде договором об аренде аэродромного оборудования может столкнуться любой аэропорт, поскольку все аэродромные комплексы находятся в собственности у государства. Росимущество уже заявило о желании проверить арендные договоры аэродромных комплексов.
Однако пробелы в законодательстве не останавливают потенциальных инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в аэропорты. Пока Росимущество оспаривало в суде договор с «Ист Лайном», представители Министерства транспорта в Екатеринбурге вели переговоры с компанией «Ренова», которая владеет пакетом акций местного аэропорта Кольцово.
«Ренова» намерена последовать примеру «Ист Лайна» и привлечь инвестиции в модернизацию предприятия. Заместителя генерального директора аэропорта Кольцово Михаила Максимова не смущают последние события вокруг Домодедова.
«Зависимость аэропортовой отрасли от государства – объективная реальность, в которой приходится работать, и в рамках этой реальности частный инвестор неизбежно будет согласовывать свои действия с государством», – сказал Максимов.
Возможно, в «Ренове» рассчитывают привлечь к реконструкции аэродрома государство – убедить чиновников включить этот объект в федеральную инвестпрограмму. Второй вариант – разделить траты с государством и затем получить на эту сумму освобождение от арендной платы.
Правда, ситуация с аэродромным комплексом Домодедово, в который «Ист Лайн» уже вложил около $30 млн, показывает, что любой договор государство в дальнейшем может пересмотреть.
Полина Зверева