Законность сделок с недвижимостью за последние три года - под вопросом
12 февраля Правительство Российской Федерации одобрило концепцию проекта федерального закона, регулирующего вопросы создания единого кадастра объектов недвижимости и совершенствования порядка землеустройства и технической инвентаризации объектов недвижимости.
Напомним, что создание единой федеральной системы инвентаризации инициировано постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 года, согласно которому функции по назначению организаций и наделению их полномочиями возлагались на Госстрой РФ. Подобные полномочия получило лишь ФГУП "Ростехинвентаризация", созданное тогда же под эгидой Госстроя. Таким образом, действовавшая ранее в регионах система государственных органов технической инвентаризации (БТИ), созданная в 1998 году также согласно распоряжению Правительства РФ, оказалась "незаконной". БТИ субъектов РФ, включая организации Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, Карелии и других субъектов таких полномочий не получили, несмотря на то, что учет и инвентаризация объектов градостроительной деятельности не являются видами деятельности, требующими лицензирования.
В январе 2004 года Федеративный союз инвентаризаторов (ФСИ) обратился с письмом к члену Совета Федерации РФ Виталию Мутко, представляющему Санкт-Петербург, в котором обосновывал недопустимость передачи этих функций в ведение "Ростехинвентаризации", указывая на то, что эта организация, монополизировав рынок, недопустимо завышает расценки на проведение работ по инвентаризации недвижимости. К примеру, согласно анализу, проведенному Министерством имущества РФ, расценки "Ростехинвентаризации" в Приморском крае превышают расценки краевого БТИ в 13 раз, в Сахалинской области - в 33 раза, в Волгоградской области - в 3 раза, в Кировской области - в 5 раз и т.д. Разница в расценках измеряется миллиардами рублей. ФСИ указывает также на то, что если признать незаконной деятельность всех БТИ России, это приведет к массовым судебным спорам, приостановке регистрации прав, а также может привести к признанию недействительными всех сделок с недвижимостью, начиная с 4 декабря 2000 года. Потребуется также дорогостоящий переучет всей недвижимости в стране. Кроме того, по мнению президента ФСИ Н. Зеленковой, деятельность ФГУП "Ростехинвентаризация" подпадает под уголовную ответственность (преступления в сфере экономической деятельности) и нарушает антимонопольное законодательство. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ ведет в связи с этим проверку Госстроя РФ. Отметим, что "Ростехинвентаризация" создана при непосредственном участии первого заместителя председателя Госстроя Николая Маслова, которым и курируется.
Разработка проекта закона поручена Минэкономразвития России с участием заинтересованных министерств и ведомств. Особое внимание рекомендовано обратить на определение статуса организаций, оказывающих услуги на рынке регистрации, на вопросы ценообразования на данные услуги и на возможности сокращения сведений об объектах, подлежащих описанию. Правительство согласилось с позицией Госстроя по поводу недопустимости возможности передачи функций по учету субъектам РФ. Речь идет о том, чтобы эта функция сохранилась за государством в лице федерального органа, а функции по инвентаризации были бы переданы коммерческим и муниципальным организациям. Как сообщили в аппарате правительства, пока не определено, какой орган будет заниматься данным вопросом: Госстрой, Росземкадастр либо иной - это дело административной реформы. Данный проект федерального закона необходимо внести в Правительство РФ до 1 апреля 2004 года.