Показывает Москва
В следующем году Поволжье ожидает масштабная экспансия столичных сетей кинотеатров. Осваивая свободный рынок, они развивают концепции мультиплексов как части развлекательной инфраструктуры торговых центров. Региональные компании следуют примеру москвичей и перестраивают свой бизнес, но они рискуют опоздать и проиграть рынок столичным сетевым проектам.
В отличие от Казани, где региональные компании уверенно лидируют на рынке кинотеатров, самарские операторы вынуждены отстаивать рынок у московских сетей, которые, по всей видимости, успеют открыть мультиплексы первыми. Как выяснил журнал "Эксперт Волга", компания "Каро Фильм" будет управлять многозальным кинотеатром самарского "Мегакомплекса на Московском". А компания Star Cinema, которая ранее называлась партнером "Мегакомплекса", приглашена в качестве управляющей кинотеатром в казанский и самарский моллы "Парк Хаус". О своем интересе к площадке "Парк Хауса" также заявляли компании "Инвесткинопроект" (сеть "Киноплекс") и "Техсоюз" ("Киномакс").
Региональный рынок кинотеатров пока свободен. Дмитрий Тюрин, директор по маркетингу "Киномакса", говорит, что, рассчитывая показатель насыщенности рынка, следует ориентироваться на московские цифры - столичный рынок по числу кинотеатров на жителей города сегодня лидирует. По данным на конец июня текущего года, в Москве насчитывалось 82 кинотеатра с 241 экраном при населении 10,4 млн человек. В Самаре же работает шесть кинотеатров с семью экранами при населении 1,2 млн человек, а в Саранске на 310 тыс. жителей приходится всего один современный кинотеатр с четырьмя экранами. Этот кинотеатр входит в сеть "Киномакс".
"Техсоюз" еще в 1999 году объявил о планах регионального развития "Киномакса". Компания намерена реконструировать старые и строить новые кинотеатры. Сегодня "Техсоюз" лидирует по количеству сетевых кинотеатров в регионах (10 кинотеатров с 28 экранами), но участники рынка критикуют стратегию ее развития за излишнюю "дешевизну". "При цене 30 - 50 рублей за билет ``Киномакс`` предлагает соответствующие качество и сервис, тогда как рынком востребованы кинотеатры более высокого класса", - полагает Дмитрий Адерихин, директор кинотеатра "Магия кино" казанской компании "Альянс Интертейнмент".
Большинство сетей предпочитает развивать более дорогие проекты. С прошлого года, когда стало понятно, что московский рынок практически заполнен, сети кинотеатров одна за другой объявили своей стратегией региональную экспансию. С высококонкурентного московского рынка ушла компания "Инвесткинопроект", закрыв свой единственный столичный проект - "Киноплекс на Ленинском". "Формула кино" разделила бизнес между двумя компаниями - "Империя кино", получившей московский рынок, и "Каро Фильм менеджмент", сделавшей ставку на региональное развитие. Идею построения региональной сети кинотеатров развивают компании "Синема Парк" и Star Cinema.
По прогнозам "Невафильма", пик региональной экспансии должен был прийтись на вторую половину 2005 года. Однако в Поволжье масштабное открытие первых сетевых проектов следует ждать с 2006 года. Тогда в Казани появятся два сетевых проекта ("Киномакс", Star Cinema), не менее двух в Самаре ("Каро Фильм", Star Cinema), по одному в Нижнем Новгороде ("Синема Парк") и Набережных Челнах ("Синема Парк"). В начале 2006 года шестизальный кинотеатр в тольяттинском молле "Парк Хаус" откроет компания "Инвесткинопроект".
Почему именно в этих городах? Главным критерием в определении географии региональной экспансии служит конкурентная среда - риск провала минимален на совершенно свободном рынке. При этом не важно, какой это рынок - миллионник или город "второго ряда".
Наиболее свободными рынками считаются сейчас Самара и Саратов, где сегодня нет ни одного мультиплекса, а также Нижний Новгород, где работают только три современных многозальных кинотеатра. А вот Казань - достаточно сложный рынок. Сейчас там представлены два мультиплекса региональных компаний - "Магия кино" в торговом центре XL и "Сувар" в ТЦ "Сити Центр". По словам Дмитрия Адерихина, несмотря на то что в городе есть еще и шесть однозальных кинотеатров, реально работающими из них можно назвать только удачно расположенные в центре города "Мир" и "Органик". По оценке Адерихина, с открытием второго проекта казанской компании "Сувар", мультиплекса "Киномакса", многозальных кинотеатров в составе казанского молла "Парк Хаус" и многофункционального комплекса группы компаний "Корстон" (строительство еще не завершено), большинство из которых должны начать работу уже в следующем году, рынок кинотеатров Казани будет перенасыщен.
"Второй этап развития нашей компании подразумевает строительство мультиплексов в ``меньших`` городах, хотя этот термин не всегда объективен, - замечает Кирилл Иванов, заместитель генерального директора ``Синема Парк``. - Есть небольшие города, где исторически люди ``хорошо ходят в кино``, так что можно с очень большой долей уверенности прогнозировать, что восьмизальный кинотеатр, например, в Воронеже или Чебоксарах, будет работать не хуже аналогичного мультиплекса в Казани".
В начале декабря "Синема Парк" собирается подписать договор с девелоперской компанией "Торговый квартал", строящей одноименный торговоразвлекательный комплекс в Набережных Челнах, говорит Иванов. По словам Анатолия Васильева, генерального директора компании "Торговый Квартал - Девелопмент", "Синема Парк" станет оператором зоны развлечений "Торгового Квартала" и займет площадку в пять тыс. кв. м.
Рынок "вторых" городов менее емкий, чем рынок миллионников, и заполняется быстрее. "Для Самары и Казани речь может идти о трех мультиплексах, для Набережных Челнов достаточно одного, - полагает Кирилл Иванов. - Но многое зависит и от формата города, и расположения его районов. Казанские кинотеатры, например, находятся слишком близко друг от друга. Именно по этой причине, выиграв тендер по объекту торговоразвлекательного комплекса ``Тандем``, мы в итоге отказались от участия в проекте". Вместо "Синема Парка" оператором развлекательной зоны "Тандема" казанской компании Ozone Promo стала сеть "Киномакс", которая рассчитывает во втором квартале 2006 года открыть там девятизальный мультиплекс.
Московские сети кинотеатров развивают обкатанные на столичном рынке концепции мультиплексов как части развлекательной зоны торговых комплексов. По словам Дмитрия Тюрина, "многозальники" примерно одинаковой площади с однозальными кинотеатрами показывают большую посещаемость и рентабельность.
"Логика строительства нескольких небольших залов вместо одного ``самого большого с самым большим экраном`` проста и понятна, - говорит Александр Светозаров, технический директор московской компании DiLab, занимающейся проектированием и строительством современных развлекательных центров. - Для владельца кинотеатра наличие четырех и более залов позволяет вести гибкую прокатную политику, оперативно ставя в репертуар кассовые фильмы на ``горячие`` часы (вечер четверга-пятницы и все выходные). Мультиплекс предполагает и более широкий репертуар: возможность показа разных фильмов для разных целевых аудиторий. Для зрителя же многозальность кинотеатра - отличная возможность не привязывать свое время к расписанию сеансов. Это одна из предпосылок выбора зрителем именно такого кинотеатра. Суммарные преимущества многозальных кинотеатров обеспечивают их владельцам более быстрые сроки возврата вложенных средств и высокую доходность в длительной перспективе". При этом строительство мультиплексов не намного дороже "однозальников". По оценке DiLab, оснащение пяти залов по 200 мест немногим дороже оборудования одного зала на 1000 мест.
"Дополнительные затраты при организации, например, пятизального кинотеатра направляются на покупку пяти небольших и поэтому менее дорогих комплектов кинопроекционного и звукоусилительного оборудования вместо одного большого, а значит, более дорогого комплекта аппаратуры для ``тысячника``, - поясняет Александр Светозаров. - Во всем остальном - отделка, кресла и прочее - затраты на любой кинотеатр практически одинаковы и составляют примерно 600 - 800 долларов на один квадратный метр фойе и 1000 - 1200 долларов на одно зрительское место в зале".
По данным компании "Инвесткинопроект", в среднем на строительство восьмизального мультиплекса требуется 8,5 млн долларов. А по расчетам компании "Синема Парк", нижегородский семизальный мультиплекс обойдется ей в 10 млн долларов.
Сотрудничество с девелоперскими компаниями и размещение мультиплексов в торговых центрах позволяют сетям снизить затраты на строительство. По данным DiLab, размещение мультиплекса в торговом комплексе обходится почти в два раза дешевле строительства кинотеатра в виде отдельного здания: оператор кинопроката в торговом центре получает помещение уже подготовленным для чистовой отделки, не неся затрат на капитальное строительство (в среднем 700 - 1000 долларов за один кв. м). "Еще одним аргументом в пользу размещения в ТЦ является сокращение сроков от начала финансирования проекта до его реализации. Это особо важно при использовании заемных средств", - замечает Александр Светозаров. Наконец, расположение в торговых центрах гарантирует заполнение кинозалов за счет покупательских потоков торговых галерей.
Понятно, что при таких условиях развитие рынка кинотеатров напрямую связано с наличием подходящих объектов торговой недвижимости. В Нижнем Новгороде мультиплекс сети "Каро Фильм" расположен в ТЦ "Шоколад", а "Синема Парк" разместит кинотеатр в строящемся комплексе нижегородской девелоперской компании "Новый город" на площади Свободы. О проекте открытия многозального кинотеатра в торговом центре объявила и компания "Мосмарт", развивающая проект в заречной части Нижнего Новгорода. А в Самаре, учитывая дефицит подходящих по формату торговых центров (пока мультиплексы предусмотрены только в "Парк Хаусе" и "Мегакомплексе на Московском"), компаниям придется строить собственные здания под мультиплексы.
Управляющий кинотеатрами нижегородской сети "Империя грез" Виктор Зверев скептически относится к масштабным региональным проектам столичных сетей. По его мнению, сегодня на семизальный кинотеатр не наберется хороших фильмов. Наиболее оптимальный вариант, убежден он, это трех-четырехзальный кинотеатр, который при правильном кинопрокате (качественный подбор фильмов, "первый экран" и т.п.) оправдает затраты на его содержание.
Но сети кинотеатров делают ставку не только на кино. Этот рынок развивается как индустрия развлечений, в комплексе с фудкортами, игровыми площадками, интернет-кафе, боулингами. Именно так строят свою бизнес-модель операторы кинотеатров. К примеру, компания "Инвесткинопроект" для собственной сети "Киноплекс" разработала несколько концепций фаст-фуда, купила франшизу сети "Крошкакартошка", развивает развлекательные проекты. По словам Дмитрия Тюрина из "Киномакса", доля прибыли от развлекательной зоны порой даже выше, чем от кино.
А вот для "Синема Парка", говорит Кирилл Иванов, дополнительная развлекающая составляющая не так важна. "Наоборот, именно наличие в комплексе мультиплекса и возможность разместиться рядом с ним играет важнейшую роль для любого развлекательного бизнеса", - говорит он.
По его словам, "Синема Парк" готова брать площади большие, чем необходимы мультиплексу: "Мы проверили эту концепцию в Москве, убедились в ее эффективности и сейчас применяем практически на всех наших объектах. Дополнительные площади мы используем исключительно для привлечения на них в качестве арендаторов лучших операторов в своем сегменте (развлекательные зоны, рестораны, мультимедиа и т.д.). Наш бизнес ограничивается кинопрокатом и кино-барами. При этом вместе получается самодостаточный комплекс, и многие посетители приходят в торговоразвлекательный центр специально на наш этаж и проводят там целый день".
Региональные компании в большинстве своем владеют однозальными кинотеатрами. По словам Дмитрия Адерихина, даже открытые в Казани мультиплексы не смогли лишить зрителя наиболее успешные казанские "однозальники". Впрочем, единства мнений по этому вопросу нет. Так, Кирилл Иванов предрекает: "Между однозальниками и мультиплексами конкуренции нет и быть не может. Появление вторых означает смерть первых".
Не желая "сдавать" региональный рынок московским сетям, местные компании планируют превращать однозальные кинотеатры в мультиплексы с развлекательной зоной.
Как сказал самарский бизнесмен Станислав Горчаков, летом этого года выкупивший вместе с партнерами долю группы "СОК" в самарских кинотеатрах "Самара" и "Шипка", новые собственники посчитали кинопрокат прибыльным бизнесом и решили оставить его себе, не приглашая управляющие компании. Горчаков с компаньонами планирует в течение года реконструировать кинотеатры, устроив в них по четырепять кинозалов, развлекательную, а в перспективе и торговую зоны. По оценкам девелоперов, вложения в реализацию каждого проекта могут составить свыше 10 млн долларов.
Горчакову, видимо, стоит поторопиться с реализацией этих проектов. Александр Сорокин, президент компании "Планета развлечений", управляющей развлекательной зоной самарского и казанского "Парк Хаусов", говорит, что открытие восьмизального мультиплекса Star Cinema в самарском "Парк Хаусе", недалеко от которого находится кинотеатр "Шипка", запланировано уже на август 2006 года. При такой территориальной близости принципиально важно, какой из проектов откроется первым и привлечет зрителей. Станислав Горчаков надеется, что "Шипка" не будет конкурировать с мультиплексом "Парк Хауса" из-за разницы в позиционировании: проект в "Парк Хаусе" рассчитан на весь город, а "Шипка" - на спальный район.
Казанская компания "Сувар" избрала другую стратегию - развивать проект более амбициозный, чем могут предложить московские сети. В конце года она откроет кинотеатр в казанском ТЦ "Спартаковский", один из пяти залов которого будет работать в формате IMAX. В России кинотеатр такого формата, построенный компанией BFC, работает пока только в Москве, в ТК "Рамстор-Сити". "Сувар" не раскрывает планируемых инвестиций.
По предположению Дмитрия Адерихина, зал IMAX обойдется "Сувару" в 1,5 - 2 млн долларов. "Это очень рискованный проект. Вряд ли они смогут, как заявляют, держать цены на билеты на уровне 300 рублей. Это - демпинг", - полагает Адерихин. Кинотеатр такого формата, говорит он, будет приносить прибыль при стоимости билета не ниже 500 рублей, а это достаточно дорого для рядового зрителя.
На приход сетевых мультиплексов можно ответить и менее затратной, но, похоже, достаточно эффективной политикой. Региональные кинопрокатчики в качестве возможной стратегии развития рассматривают "нишевые" киноклубы. По данным казанского рейтингового агентства "ПАИ", в Казани работает три подобных заведения - "Диванкино", "Навигатор" и "Омут", которые предлагают просмотр фильма с DVD-проектора в клубной атмосфере. В Самаре есть два киноклуба - "Ракурс", специализирующийся на показах интеллектуального кино, и "Кадр".
Разумеется, этот сектор кинобизнеса гораздо менее прибылен и менее емок, чем мультиплексы (средняя стоимость билетов в киноклубе - 100 рублей, количество мест - 20 - 30). Поэтому уход в эту нишу операторы рынка пока считают "капитуляцией". Такое отношение к клубному прокату объясняется тем, что у местных компаний еще есть время реализовать собственные большие проекты и занять пока пустующие региональные рынки. До прихода раскрученных московских сетей остается все меньше времени. Многие регионалы не успеют составить им серьезную конкуренцию, и тогда ниша сетей клубных кинотеатров может стать спасением для проигравших в "большой игре".
Наталья Дядик