Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Распоряжения |История Москвы как золотое дно


История Москвы как золотое дно

На театре не прекращающихся ни на минуту военных действий за Москву, а точнее, за ее недвижимость, вскоре появится новое стратегическое оружие. В городскую Думу поступил проект закона "О недвижимом культурном наследии в городе Москве"

Воюют, в сущности, все и каждый за себя. Одна из линий фронта проходит между федеральными и московскими властями. Их спор по поводу зданий - памятников культуры и архитектуры длится не первый год, и компромисса пока не найдено.

Несколько лет назад неразбериха с правом собственности на объекты культуры в Москве привела к тому, что федеральные власти потребовали от московских властей освободить памятники архитектуры, в число которых попало и здание мэрии на Тверской, 13. Вышедший в 2002 году федеральный закон "Об объектах культурного наследия народов РФ" разделил понятия "памятник федерального (регионального) значения" и "памятник, находящийся в федеральной (региональной) собственности". Но, определив, кто может владеть бесценным имуществом, а кто должен его охранять, закон лишь перевел конфликт в иную плоскость, что и подтверждают последние события.

Так, снести гостиницу "Москва" столичным властям мешают попытки федералов добиться придания зданию статуса "памятника общероссийского значения". В ответ московское правительство присваивает статус вновь выявленного "памятника культуры регионального значения" комплексу зданий Средних торговых рядов, фактически наложив вето на их реконструкцию. Теперь без согласия столичной мэрии Управление делами президента РФ, которое распоряжается зданием, не сможет осуществить свои созидательные планы по строительству здесь аукционного дома "Кремлевский".

Не заставила себя ждать и реакция противоборствующей стороны на распоряжение Лужкова о создании конкурсной комиссии для поиска инвестора на реконструкцию "памятника архитектуры федерального значения" - Центрального выставочного зала "Манеж".

Упрочить позиции московских властей в этом бесконечном споре призвано законодательное ноу-хау - в новом законе о недвижимом культурном наследии Москва как таковая определена как "историческое поселение".

По новому закону, предметом охраны становятся все расположенные в административных границах города культурные ценности. В пределах города будут также выделяться его "исторические территории", где будет установлено особое регулирование градостроительной деятельности. Сами механизмы этого регулирования в Законе не прописаны – они будут определяться подзаконными актами, утверждаемыми не Мосгордумой и даже не Правительством Москвы, а неким его новым органом.

В принципе, "исторической территорией" можно объявить любой окраинный район Москвы, не говоря уже о центре.

Можно найти где-нибудь в Чертаново здание Биологического института, построенного 40 лет назад, объявить его вновь выявленным предметом охраны, представляющим научную или социально-культурную ценность, и вот уже Чертаново – "историческая территория города". Следовательно, реализация любого проекта в этом районе подлежит согласованию с тем самым новым уполномоченным органом. А чтобы он не чинил препятствий, проще всего будет брать его в дело.

Не меньше событий происходит и на другом фронте войны за Москву, линия которого проходит через сам город. Правда, определить, кто здесь за и против кого, уже сложнее.

Список исторических зданий и памятников архитектуры, уничтоженных в Москве, пополняется ежегодно. Всего за последнее десятилетие в историческом центре столицы снесено около 100 объектов, среди которых здание Военторга на Воздвиженке, палаты XVIII века напротив Кремля, дом князей Щербатовых на Кузнецком мосту, палаты середины XVIII века в Кадашевской слободе, дом на Арбате, 24 и многие другие.

При этом в городе, естественно, существовали законы об охране памятников, работали соответствующие органы, контролирующие их исполнение. Но, так как главная ценность уничтожаемых зданий определялась стоимостью земли, на которой они были построены, то вполне закономерно, что на месте бывших палат князей Кантакузенов сейчас размещается "Гранд-Отель".

Успешно извлекать прибыль из застройки городских земель, невзирая на находящиеся там архитектурные и исторические памятники, помогает положение федерального и московского законов (как прежнего, так и новоиспеченного), ставящее признание объекта культурного наследия таковым в зависимость от факта его включения в реестр.

Сейчас из четырех тысяч находящихся на территории Москвы памятников в городском реестре значатся чуть более тысячи.

Вопрос о внесении в него еще 1700 строений в настоящий момент рассматривается в Главном Управлении охраны памятников Москвы. Но, по словам начальника Управления Владимира Соколовского, по 500 из них будет принято отрицательное решение.

Кстати, Московское ведомство по охране памятников входит в состав строительного комплекса столицы. А от кого при остром дефиците свободных земель нужно защищать архитектурное наследие, если не от самого Стройкомплекса? Как эмоционально выразился депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, "нельзя вампиру доверять руководство станцией переливания крови".

Тем не менее, московские законы о недвижимом культурном наследии разрабатывает Главное управление охраны памятников (читай - Стройкомплекс). Оно же одновременно охраняет памятники и сдает их в аренду, согласовывает границы охранных зон и проекты строительства в этих самых границах. И если в законе 2000 года, благодаря неимоверным усилиям части депутатов Мосгордумы, были прописаны виды работ, запрещенные на территории архитектурных памятников (капитальное строительство, реконструкция, прокладка дополнительных коммуникаций, устройство парковок), то в новом законопроекте никаких градостроительных запретов нет.

Нет в новом московском законе ни слова и о том, что запрещено, а что разрешено делать на охраняемых территориях.

Зато четко прописаны полномочия органов исполнительной власти города, среди которых и такие приятные обязанности, как "определение порядка установления арендной платы за историческую недвижимость, ее размеров и льгот". В целом же регулирование любых отношений в области недвижимого культурного наследия предполагается на уровне подзаконных актов.

Как-то не очень верится, что при такой постановке вопроса в Москве прекратится снос и реконструкция ценных зданий и уродование исторических ландшафтов новой застройкой. Правда, остается слабая надежда на принципиальность московского депутатского корпуса - пока закон принят только в первом чтении и еще есть возможность его корректировки.

Ирина Резник


Тема дня