Платить будут все
Росимущество намерено взимать арендную плату за пользование аэродромом не только с “Домодедово”, но и с двух других московских аэропортов — “Шереметьево” и “Внуково”. Как стало известно “Ведомостям”, оба аэропорта по настоянию чиновников уже наняли консультантов для определения размера арендной ставки.
С 1994 г. в России действует запрет на приватизацию аэродромов, включая взлетно-посадочные полосы и стоянки авиалайнеров. Однако, акционируя аэропорты, государство передало большинству из них аэродромы без юридического оформления. В 1998 г. первым в Москве 75-летний договор аренды аэродрома оформила группа “Ист Лайн”, управляющая “Домодедово”.
Но в феврале Росимущество в суде добилось расторжения договора об аренде аэродрома с “Ист Лайном”. Чиновников не устроило, что договор был заключен на чересчур длинный срок, а предусмотренная им плата за пользование госимуществом смехотворно мала — всего 3 млн руб. в год. Сразу после этого ведомство объявило, что проведет ревизию договоров со всеми аэропортами страны, начиная с Москвы.
Как стало известно “Ведомостям”, первым делом чиновники решили взяться за “Шереметьево”. По словам сразу двух сотрудников Росимущества, еще в середине января “Шереметьево” с подачи чиновников наконец заказало компании “Аэропрогресс” рассчитать оценку аэродрома и размер арендной ставки за его использование. А сотрудник “Шереметьево” добавил, что аналогичная работа заказана еще двум компаниям.
Руководитель “Аэропрогресса” Александр Фридлянд и представители руководства “Шереметьево” от комментариев воздержались. Источник, знакомый с результатами оценки, рассказал “Ведомостям”, что расчет “Аэропрогресса” был готов в начале марта. Оценщик подсчитал, что годовые доходы “Шереметьево” от сборов за взлеты-посадки составляют 1,5 млрд руб. Сами активы оценены в 6 млрд руб. На содержание взлетно-посадочных полос аэропорт должен выделять $7,5 млн, а ставка за аренду, которую будет получать бюджет, должна составить $1,2 млн в год. Впрочем, сотрудник “Шереметьево” указывает, что другие два оценщика могут представить иные выводы. Поэтому и размер арендной ставки может быть скорректирован после оглашения итогов их работы. Свои предложения они представят в апреле.
Тогда же государство может определиться и с размером арендной ставки в двух других аэропортах — “Внуково” и “Домодедово”. Фридлянд из “Аэропрогресса” рассказал “Ведомостям”, что его компания сейчас проводит оценку аэродрома “Внуково”. В апреле же должна быть готова и оценка по “Домодедово”, которую проводит компания “Бизнес Консалт”.
Собрав в апреле все оценки, Росимущество рассчитывает подписать договоры со всеми тремя аэропортами. Они будут заключены “на рыночных условиях”, пообещал в интервью “Ведомостям” руководитель Росимущества Валерий Назаров. Сроки договоров, скорее всего, по его словам, составят 49 лет. “Мы постараемся сохранить длительный период, поскольку [содержание аэродромов] требует значительных вложений бизнеса”, — заметил он.
Первый замгендиректора “Шереметьево” Сергей Недорослев говорит, что “Шереметьево” вполне выдержит арендную ставку в $1,2 млн. А первый замгендиректора “Внуково” Виталий Ванцев добавляет, что такая ставка “устроит всех”. Но чиновники не слишком довольны этой оценкой. “Предполагается, что с московских аэропортов мы будем получать основной доход, большинство региональных аэропортов вообще не потянут аренду”, — говорит чиновник Росимущества. А Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost, с ними не согласен. Он считает, что арендная плата вообще не нужна. Аэродромы в “ужасающем состоянии”, отмечает эксперт. И для их развития, по его словам, государство должно оставить льготные режимы аэропортам.