Финны поднимут российские лифты
Карачаровский завод получил иностранного инвестора На рынке лифтов произошла первая крупная сделка. Карачаровский механический завод (входит в группу «Промсвязькапитал») и финский производитель лифтов Kone подписали соглашение о создании СП, в котором Kone будет принадлежать 40%. Участники рынка предупреждают, что альянс игроков разных ценовых категорий рискует в итоге растерять уже существующих клиентов.
«Совместный проект Kone и КМЗ позволит удовлетворить полностью потребности российского рынка в лифтах. Уже в скором времени количество импортируемых в Россию лифтов значительно вырастет»,- говорит вице-президент Kone Клаус Кавен. Kone ежегодно импортирует в Россию порядка 500 лифтов и эскалаторов верхнего ценового сегмента ($25–40 тыс. за штуку). КМЗ ежегодно производит 5 тыс. лифтов нижнего сегмента ($16–20 тыс.). По оценкам Kone, КМЗ и Kone совместно контролируют более 35% российского рынка лифтов.
По оценке Kone, рынок лифтового оборудования России насчитывает более 440 тыс. единиц, около трети лифтов требуют модернизации или замены. Ежегодно в России продается около 15 тыс. лифтов. В ближайшие годы компания прогнозирует существенный рост российского рынка. Сумма сделки не разглашается, попросивший об анонимности топ-менеджер компании «Шиндлер-Россия» оценил сделку в $20 млн. Договор о создании СП предусматривает передачу ему всех производственных активов российского предприятия. Kone будет принадлежать 40% объединенной компании, КМЗ - 60%. Соглашение включает опцион на увеличение доли Kone в будущем, говорится в совместном пресс-релизе Kone и КМЗ. Вице-президент Kone Клаус Кавен подтвердил эту информацию, в КМЗ отказались от комментариев.
«У Kone сильные позиции в верхнем ценовом сегменте, в то время как КМЗ - лидер нижнего»,- комментирует Клаус Кавен. По его словам, главные преимущества СП - высокие технические возможности Kone и известность КМЗ в России. Кавен добавил, что в ближайшие два года альянс намерен построить еще один завод в России. Гендиректором КМЗ-Кone станет глава КМЗ Павел Петров. По его словам, которые приводятся в пресс-релизе, СП также будет заниматься монтажом, модернизацией, эксплуатацией лифтовых систем и продажей запчастей. Предполагается, что в 2005 году продажи СП составят более 70 млн евро.
Гендиректор дистрибуторской компании «Аксель-лифт» Сергей Бабичев считает, что КМЗ-Kone, скорее всего, займется производством лифтов без машинного помещения. По его словам, сейчас спрос на этот вид растет из-за возможности экономить место в помещении. «В России такие лифты пока импортируют, так что КМЗ-Kone сможет занять до 50% сегмента»,- говорит Бабичев.
Другие производители, напротив, сомневаются в успехе альянса. «С созданием КМЗ-Кone появляется еще один иностранный инвестор на российском лифтовом рынке»,- констатирует региональный директор по Восточной Европе Otis (крупный производитель лифтов) Томас Вагнер. «Однако это также приведет к увеличению стоимости оборудования и услуг в жилищном сегменте, где сейчас активно работает КМЗ. Кроме того, мы скептически оцениваем то, как отреагируют заказчики лифтов и эскалаторов Kone в высоком ценовом сегменте на этот союз с заводом, основанным еще в 1950 году и выпускающим лифты по технологиям прошлого века»,- предупреждает он.
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК, ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА