Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Указы |Другие правила "О3". Аптечная сеть переводит все закупки на конкурсную основу


Россия | 04 мая 2005 | Власть Оценка Новые проекты

Другие правила "О3". Аптечная сеть переводит все закупки на конкурсную основу

Как стало известно "Бизнесу", аптечная сеть "О3" меняет систему поставки лекарств. Теперь компания намерена устраивать среди поставщиков аукционы, победителем будет признаваться партнер, предложивший самую низкую цену. Эксперты называют новую систему революционной для рынка, однако дистрибуторы сомневаются в том, что она будет работать.

"О3" запустила единую ИТ-систему, в которую каждая из 143 аптек сети будет выставлять запросы на покупку необходимых лекарств. Эта система будет собирать предложения дистрибуторов по каждой торговой марке, выбирая из них самое выгодное, рассказал "Бизнесу" гендиректор аптечной сети Михаил Левин. "Такая схема заказов для дистрибуторов уже запущена в московских пунктах "О3", к концу лета она заработает по всей стране",- говорит Левин.

Введение новой для российского рынка формы работы с дистрибуторами глава "О3" объясняет форматом аптечного дискаунтера, в котором работает сеть. "За счет введения системы экономических торгов мы рассчитываем сократить наценку дистрибуторов на 7-10%",- уточнил Левин. Кроме того, маржа самой сети ниже, чем в среднем по рынку: 38% против 40-50%.

Стоимость внедрения новой системы он отказался назвать, указав лишь срок окупаемости проекта - полгода. По оценке одного из участников рынка, введение новой системы обойдется сети в $1 тыс. на одну аптеку.

Аптечные ритейлеры говорят, что новая система - еще один шаг к консолидации фармдистрибуторов. "Фактически сеть толкает дистрибуторов не к снижению собственной маржи, а к улучшению логистики. В США максимальная наценка дистрибуторов - 4%, в Европе - 10%, в России значительно больше - до 30%. Такого уровня западному рынку удалось достичь благодаря отлаженной логистике, затраты на которую для них минимальны",- говорит директор по корпоративным финансам "Аптечной сети 36,6" Андрей Сливченко. "Работать в убыток и сокращать маржу поставщик просто так не станет",- уточняет он, называя нововведение "О3" еще одним сигналом к консолидации рынка фармдистрибуции.

Переход на новую систему связан с желанием аптек заниматься только розничными продажами и уделять меньше внимания логистике, считает председатель совета директоров "Фармэксперта" Юрий Крестинский. "Сейчас, когда товар приходит на склад, ритейлер тратится на содержание складских остатков. Новая система, несомненно, оптимизирует бизнес-процессы аптечной сети",- прогнозирует он.

Поставщики изменение правил игры восприняли с сомнением. "Если условия закупок каждого препарата будут меняться так часто, дистрибуторам придется вести слишком обширную документацию. Аптекам также сложно будет добиться каких-то кумулятивных скидок, ведь они предоставляются рознице только при наличии долгосрочных контрактов на крупные объемы, в результате единичные закупки обойдутся им дороже",- говорит замгендиректора "ЦВ Протек" Андрей Ларичев. Конечно, добавляет Ларичев, "О3" сможет обратиться и к более мелким поставщикам. "Но здесь возникает опасность купить серую или контрафактную продукцию",- предупреждает он.

Как будет развиваться "О3"

Сеть "О3" была образована в 2004 году посредством слияния двух аптечных ритейлеров - "Чудо-доктор" и ICN (на тот момент принадлежала Millhouse Capital). Сейчас насчитывает 143 аптеки, 70 из которых расположены в Москве, остальные - в 16 областях России. Основные дистрибуторы компании: "ЦВ Протек", "СИА Интернейшнл", "Шрея Корпорэйшнл", "Интерлизинг", "Аптека-Холдинг", "Роста" и "Градиент".

"О3" входит в состав корпорации Alkor, объединяющей также парфюмерно-косметические сети "Л`Этуаль" и Sephora. Финансовые показатели "О3" не разглашаются; по экспертным оценкам, в 2004 году продажи сети составили примерно $80 млн.

По прогнозам гендиректора сети Михаила Левина, к концу 2006 года общее количество аптек, управляемых сетью "О3", составит около 500 пунктов по всей России, из которых около 80% будут работать под брэндом "О3". За эти полтора года сеть полностью сформирует матрицу выкладки товара, 60% ассортимента составит косметика и парафармацевтика, а 40% - лекарства. Средняя площадь аптечных дискаунтеров - 400-600 кв.м. Помимо покупки новых торговых помещений в планы компании также входит развитие сети по франшизе. Пробные договоры будут заключены в Перми, где помимо имеющихся у "О3" пяти точек планируется привлечь еще 35 аптек. Условия франшизы не разглашаются. По оценке ИК "Финам", паушальный взнос франчайзи составит максимум $20 тыс., а может и вообще отсутствовать. Ежемесячное роялти не превысит 5% оборота, возможны и рекламные отчисления в 1,5-2%.


Тема дня