Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Доступное жилье |Производство цемента уперлось в потолок


Производство цемента уперлось в потолок

С 2007 года цемент может оказаться остродефицитным товаром Планам правительства РФ увеличить строительство доступного жилья к 2010 году в два раза - до 80 млн кв. м - грозит надвигающийся цементный кризис. Согласно подсчетам цементников, для 1 млн кв. м жилья необходим 1 млн т цемента, что требует увеличения мощностей заводов на 30% - до 90 млн т.

Сегодня цементная отрасль работает на пределе своих возможностей. Разговоры о дефиците цемента начались в 2003 году. Руководители предприятий жаловались на высокую степень износа оборудования (70%) и устаревшие технологии производства (85% цемента производится так называемым мокрым способом), требующие большого количества дорогой электроэнергии.

Тогда, два года назад, вспоминает и. о. гендиректора Новотроицкого цементного завода Василий Коробкин, цементников напугал рост тарифов на электроэнергию, стоимость которой составляла 45% в стоимости цемента. В 2003 году энерготарифы выросли на 14%. Однако в 2004-м темпы роста тарифов снизились до 10%, в 2005 году - до 8%.

Цемент тем временем подорожал в четыре раза: если в 2002 году его цена составляла 300 руб. за тонну, то сегодня отпускная цена производителя доросла до 1200 руб. Проблема дорогого электричества при таких темпах роста стоимости продукта, понятно, отступила. Зато появилась другая. 19 апреля 2005 года президент РФ

Владимир Путин на заседании Госсовета поставил задачу увеличить к 2010 году объемы жилищного строительства с нынешнего 41 млн кв. м до 70–80 млн кв. м. Задача более чем выполнимая - по прогнозу Росстата и Госстроя, при сохранении нынешних тенденций на рынке жилья объем строительства к 2010 году может достигнуть и большей величины - 90 млн кв. м.

Производители цемента считают, что эти планы невыполнимы из-за глобальной нехватки их продукции. По оценке президента «Евроцемент-Груп» Михаила Скорохода, заданные правительством объемы потребуют увеличить производство цемента до 80–90 млн т ежегодно: 1 млн кв. м жилья требует 1–1,2 млн т цемента. Участники рынка считают, что к 2010 году нарастить мощности невозможно: потребность отрасли в инвестициях составляет $5 млрд.

«Сегодня максимальная мощность 45 российских заводов - 65 млн т, фактическая - 58 млн т в год»,- говорит Михаил Скороход. Крупнейшие производители цемента - «Евроцемент-груп» (максимальная мощность 28 млн т), «Мордовцемент» (3,4 млн т), «Сухоложскцемент», «Воскресенскцемент» (по 2,5 млн т), Новотроицкий цементный завод (1,5 млн т). Мощность прочих производителей колеблется от 300 тыс. т ежегодно до 1 млн.

По оценке Михаила Скорохода, отрасль не сможет увеличить объемы производства до требуемого уровня в первую очередь из-за отсутствия средств. «Ремонт одной вращающейся печи для производства цемента стоит $1 млн,- объясняет коммерческий директор „Воскресенскцемента” Алексей Харченко.- Только на нашем заводе таких печей 15». На реконструкцию завода мощностью 1 млн т придется потратить около $60 млн. Запуск новой линии аналогичной мощности директор по маркетингу «Мордовцемента» Александр Учелькин оценил в 70–100 млн евро.

По данным «Евроцемента», из 45 предприятий только три собираются увеличить объемы производства. В частности, «Мордовцемент» уже запустил линию мощностью 1 млн т за 100 млн евро и собирается строить вторую такую же. Башкирский завод «Сода» вкладывает около $50 млн в модернизацию линии мощностью 913 тыс. т. «Евроцемент» инвестирует $587 млн в увеличение мощностей на 5,2 млн т и модернизацию производства.

По оценке председателя союза производителей Михаила Киселева, сложное положение ухудшается невозможностью импорта. По его словам, перевозить цемент дорого и не в чем: специальные российские железнодорожные вагоны-цементовозы существуют только в проекте, зарубежные вагоны не могут ездить по российским рельсам. По словам Алексея Харченко, цемент невозможно возить морем - единственный российский порт в Новороссийске способен только отгружать грузы, но не принимать.

По мнению аналитика «Эксперт-РА» Александра Воронина, к решению проблемы дефицита цемента могут подключиться металлурги, для которых цемент является побочным производством. «Отходы черной металлургии - доменный шлак (сырье для цемента), цветная металлургия при производстве алюминия использует глинозем, который, как и цемент, является глиной,- поясняет Александр Воронин.- Эти отходы можно утилизировать, а можно доводить их до товарного состояния и продавать». Воронин считает, что как только металлурги поймут, что рынок становится перспективным, то наверняка найдут средства, чтобы начать выпускать цемент в больших объемах.

ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА


Тема дня