"Терминал" поделили на четверых
Открывшийся вчера авиакосмический салон МАКС-2005 отметился первыми крупными сделками. "Аэрофлот" обрел партнера в лице Внешторгбанка, который станет совладельцем терминала Шереметьево-3 и профинансирует его строительство. А авиастроительная корпорация "Иркут" договорилась о продаже европейскому консорциуму EADS 10% своих акций за 50 млн. евро.
Проекту создания в Шереметьево третьего терминала от роду уже почти 7 лет, однако его строительство стартовало только два месяца назад. До вчерашнего дня не был известен состав участников этого проекта, а также механизм его финансирования. `Аэрофлот`, инициатор строительства третьего терминала, первоначально рассчитывал стать и единственным его владельцем. Осенью прошлого года авиакомпания заявила о готовности построить Шереметьево-3 самостоятельно, для чего было создано ОАО `Терминал`.
Но власти такая инициатива перевозчика не устроила: министр транспорта Игорь Левитин предложил `Аэрофлоту` поделиться акциями с аэропортом Шереметьево (МАШ), а позже была достигнута принципиальная договоренность о вхождении в проект двух госбанков -Сбербанка и Внешторгбанка. Тем не менее до сих пор `Аэрофлот` оставался единствсть проекта оценивается в 430 млн. долларов). Костин пояснил, что банк рассматривает это вложение как прямое финансирование и готов будет выйти из этого проекта через какое-то время после завершения строительства.
С учетом деталей вчерашней сделки вырисовывается и окончательный расклад акционеров `Терминала`. По словам замгендиректора `Аэрофлота` Льва Кошлякова, передав Внешторгбанку часть акций, авиакомпания планирует оставить за собой не менее 30% акций. Еще 25,1% достанутся Шереметьево. `В результате свободными останутся лишь 20% минус две акции, которыми и придется довольствоваться Сбербанку`, - заявил Газете источник, близкий к сделке. Хотя официальной реакции Сбербанка не последовало, быть довольным таким поворотом амбициозный банк не может. Помимо нового, третьего терминала вчера на МАКСе говорили и о судьбе двух существующих терминалов Шереметьево. Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что государство до 2008 года направит на развитие аэропорта Шереметьево 1,5--2 млрд. долларов, что позволит среди прочего провести реконструкцию существующих терминалов до конца 2007 года. Это позволит аэропорту увеличить пассажирооборот до 20 млн. человек в год, а к 2010 году эта величина может достичь 30 млн.
`Иркут` летит в Европу Автором второй крупной сделки вчера стала авиастроительная корпорация `Иркут`, подписавшая соглашение о стратегическом партнерстве с европейским консорциумом EADS. `Иркут`, который получает сейчас львиную долю доходов за счет экспорта боевых самолетов Су-30МК (в Малайзию и Индию), давно заявляет о желании увеличить продажи гражданской авиатехники. Партнерство с европейскими авиастроителями как раз и нацелено на выполнение этих планов.
Несмотря на то что соглашение было подписано только вчера, `Иркут` уже не первый год сотрудничает с подразделениями EADS. В частности, в конце прошлого года `Иркут` подписал 10-летний контракт с Airbus на поставку комплектующих для лайнеров А-320. Сумма контракта составляет 200 млн. долларов, однако `Иркут` рассчитывает на получение новых заказов от европейцев.
Кроме того, подписанное вчера соглашение предусматривает, что EADS приобретет 10% акций `Иркута` за 50 млн. евро. Переговоры об этой сделке идут с конца 2003 года, но, учитывая ограничения на участие иностранцев в капитале российских авиастроительных компаний, продажа акций Иркута EADS потребовала одобрения со стороны российского правительства, которое было получено только в конце прошлого года.
Ожидается, что эта сделка позволит партнерам начать реализацию ряда совместных проектов, в частности продвижение российских самолетов-амфибий Бе-200 на европейские и американские рынки. Бе-200, на которые `Иркут` делает серьезную ставку, уже успешно применяются российским МЧС для тушения пожаров. Началу продаж амфибий на Запад (а заинтересованность в этой технике уже высказали американские и европейские компании) пока препятствует отсутствие у Бе-200 сертификации по европейским нормам, и `Иркут` надеется на помощь EADS в решении этой проблемы.
Андрей Лемешко, Андрей Ковалевский