Нашествие мастадонтов или как в Сочи забыли о Генплане
Несмотря на ко-лоссальные социальные, экономические, политические перемены, про-изошедшие в нашем обществе, градостроительные нормы, в соответствии с которыми должны возводиться и жить города, остались прежними. Как изменения в обществе отразились на архитектуре и планировке Сочи, сегодня видно невооруженным глазом. Но насколько они оправданы? Действительно, структура современного социума представляет совсем другой порядок по сравнению с недавним прошлым. Совершенно иную схему образуют финансовые потоки, питающие сочинское строительство. Однако среднегодовые температура воздуха и уровень осадков, рельеф и видовой состав местной флоры, ландшафт - словом, все, что определяло неповторимые особенности нашего курортного города, осталось прежним. Да и основное назначение Сочи не изменилось.
Своим мнением о проблемах современного градостроения на курорте с нами поделился заслуженный архитектор РФ Юрий Владимирович Львов, сочинец, долгие годы плодотворно работающий в нашем городе.
- Юрий Владимирович, как вы можете охарактеризовать нашу градостроительную ситуацию?
- Хотелось бы еще раз обратить внимание сочинцев и городских властей на серьезность положения, сложившегося в городе. Дела у нас идут не лучшим образом и могут обернуться тяжелыми последствиями. Надеюсь, мое мнение поможет городу встать на путь упорядоченного, перспективного развития.
Градостроительные проблемы в Сочи не решались в течение многих лет. К прежним добавились новые, обостряя затянувшиеся, если не сказать хронические болезни.
Город развивается стихийно. Часто приходится слышать о необходимости инвестиций, но - для чего? Чтобы строительный хаос еще увеличился? Инвестиции – это средство, а где же ясная продуманная цель? Без нее инвестиции могут принести не только пользу, но и вред, в этом мы можем убедиться уже сейчас.
- Что же защитит Сочи от хаоса?
- Путь один - составление генерального плана. Это труд, охватывающий все стороны жизни города, обращенный в будущее, но с четким определением первостепенных задач. Генплан - основа для действий городских властей, без которой даже самые умные и талантливые руководители обречены иногда на существенные, а иногда на роковые для города ошибки. И миниатюрные, разработанные скорее как дань моде и рекламе программы с красивыми картинками спасения не принесут, если за основу не будет взят главный документ – генеральный план.
А ошибаться нельзя: другого Сочи в запасе нет. Думать надо “на бумаге”. Не случайно во всем мире проектирование составляет одну десятую от стоимости строительства.
Делается сразу несколько вариантов проекта и из них выбирается наиболее правильный.
У нас же застройщики сразу, не медля и не раздумывая, рвутся рыть котлован.
- Так что же, в Сочи нет вообще никакого генплана?
- Генеральный план развития Сочи был создан московским институтом “Гипрогор”, где до сих пор трудится главный его разработчик архитектор С.Белов, 30 лет назад. Он утвержден правительством. На его основе были составлены генеральные схемы: транспорта, инженерных сетей, берегоукрепительных и противооползневых мероприятий, озеленения. Вслед за этим “Гипрогором” под руководством архитектора Л.Вовакина, впоследствии главного архитектора Москвы, был сделан проект планировки центра города, тоже тщательно рассмотренный и утвержденный.
С началом реформ генплан стали уважать все меньше и меньше. Решающим становилось мнение не градостроителей, а непрофессиональных дельцов.
В девяностые годы “Гипрогором” была предпринята попытка корректировки генерального плана Сочи, но ни завершения, ни утверждения она не получила, так как, видимо, не отражала стремлений тех, кто “заказывал музыку”. Дальше – хаос.
Сейчас часто говорят, что у города нет генерального плана. Это неверно. В зверски искаженном виде генплан существует, как и проект планировки центра.
Не надо забывать, что пока не разработаны и не утверждены новые документы, действуют старые. Сегодня главной задачей я вижу корректировку генерального плана города, который должен стать законом, сдерживающим хаос. Этот хаос создают те, кому плевать на город и кого волнует одна схема: построить, продать, а там хоть потоп.
- В чем, по-вашему, специфика и цель архитектуры нашего неповторимого города?
- В создании притягательного образа морского курортного города, очень своеобразного и глубоко гуманного по отношению к людям во всех проявлениях их жизни. “Человек - мера всего”, - сказал в свое время Ле Корбюзье. Он поедет туда, где ему хорошо и интересно, и ему все равно, за какие деньги это сделано. Это сложно, это тонко, но без этого немыслим настоящий курортный город. Такой подход раньше чувствовался, что-то еще осталось, но сегодня все заглушили другие, сиюминутные мотивы. Облик города уродует мода, часто грубая и безвкусная.
Под флагом современности начали появляться в городе здания-аттракционы, рассчитанные на однодневный эффект. А у архитектуры есть свои вечные законы. Про рекламу, базары-ларьки, забегаловки давайте лучше не будем. Позор! У них только одно преимущество – все это физически легко убрать, расчистить.
- Что вы скажете об активном строительстве высотных зданий?
- Скажу, что это совсем не по генплану, а как раз наоборот. Насильственное внедрение в ткань города высоток – это, мягко говоря, градостроительное легкомыслие, если не сказать агрессия. Я не знаю ни одного сочинца, который бы эту агрессию одобрил. Возмущаются все. Пресса негодует. Но “собака лает – караван идет”. Эти доходные дома, уничтожая зелень, влезают в парки, в охранные зоны, в уже переуплотненные кварталы, на детские и спортивные площадки. Они давят ландшафт, давят человека! Будь то местный житель или приехавший на отдых, чтобы вырваться из своих каменных джунглей.
Нашествие мастодонтов, готовых растоптать все на своем пути, продолжается. Возьмем, например, кинотеатр “Спутник”. На его месте за-проектировано высотное здание. Зачем? Прекрасный кинотеатр, стоит где надо. Наконец, это памятник первым полетам в космос.
Из прессы и рекламы узнаю, что рядом с церковью на холме, где начинался наш город, где я рисовал парк с организацией исторической зоны, додумались строить жилой дом.
До сих пор не могу поверить. Какой-то бред!
Повторю то, о чем уже писал. В редких случаях, на определенных проектами планировки и застройки местах, в благоприятной окружающей градостроительной и ландшафтной ситуации может возникнуть многоэтажное здание. Его высота должна быть определена очень осмотрительно с учетом всех точек, откуда оно видно. Ведь вид на Фишт и Амуко ценнее. Кроме этого мы же попираем главную идею центра города - раскрытие панорамы на море. Это должно быть свято. Однако построек, приносящих в этом смысле явный вред городу, появилось уже немало.
- Проект набережной конкретизи-ровал план центра города. В нем были проработаны транспортные вопросы. Например, проект эстакады, соединяв-шей улицу Орджоникидзе с Черномор-ской. Это освободило бы Театральную площадь от транспорта.
Не построили, хотя были реальные возможности, в том числе финансо-вые.
В двух вариантах предлагалось решение подъема от морского вокзала к улице Орджоникидзе, где сегодня уклон в два раза круче нормы. Осуществить эти планы уже невозможно - выстроено здание Сбербанка (почему-то в парке, у берега моря).
На этом месте я выделил историческую зону с остатками Навагинского укрепления, храмом и маяком, то есть наружной экспозицией. И, конечно, с подземной автостоянкой.
Склон озеленялся, связывался с Приморской набережной. Была запроектирована широкая лестница с каскадами фонтанов, спускавшаяся к площади перед морским вокзалом.
В центре площади предполагалась динамичная цветомузыкальная водная композиция с эстрадой и трибунами для зрителей.
Под водоемами предполагалось расположить культурно-развлекательные заведения.
На месте сегодняшнего Сбербанка предполагалось спроектировать спрятанный в склон выставочный зал и аквариум.
В увязке со всей зоной была запроектирована Приморская набережная, двухъярусная, распахнутая на море. Была построена Морская площадь у южного мола, расширившая берег на 50 метров. Как только город, вложив огромные деньги, завершил строительство площади, на нее кинулись “захватчики”: аквапарк, “Малибу” и “Калипсо”. Они образовали пробку в связке центра города с морем и практически уничтожили главную набережную. Вот такие инвестиции. Выход один – дорогая хирургия, расчистка. Город к этому придет, и чем скорее, тем лучше.
- Вы упомянули о значении растительности в нашем зеленом городе.
- Впечатление, что наш город зеленый, ошибочное. Оно возникает благодаря роскошным санаторным паркам, а не зелени общего пользования. Городские парки, сады, скверы и бульвары должны, по нормам, составлять на одного жителя 21 квадратный метр. Раньше приходилось 4-5 квадратных метров, но тогда эти цифры росли, а теперь постепенно снижаются.
Единственный городской парк “Ривьера” имеет площадь 15 га. Он весь уставлен аттракционами, кафе и торговыми киосками. Для сравнения: в Кисловодске площадь курортного парка около 2000 га. Он бесконечен, гулять по его аллеям можно целый день, а у нас…
Застроены и парк на горе Батарейка, и пешеходная тропа. А сейчас кинулись уплотнять центр жилыми высотками. Приближаемся к тому, о чем писали Ильф и Петров: “Единственной зеленью городского сада были деревья, нарисованные на торце соседнего дома”.
Кстати, об уплотнении. Наш город стоит в опасной сейсмической зоне. В этом случае градостроительные нормы диктуют пониженную плотность застройки, наличие свободных пространств для спасения людей в случае природных катастроф. Но мы почему-то старательно об этом забываем.
- Всех волнует транспортная проблема. Однако попытки ее решить к большому успеху не приводят…
-Действительно, у нас принимаются меры только по регулированию транспортных потоков, но ими проблему не решить. Весь мир ломает голову: где ездить автомобилям, где их парковать, где ходить людям? Многоуровневые развязки, монорельсы, метро – все испробовано с большим или меньшим успехом. У нас в Сочи не предпринимали ничего – и дождались... В генплане транспортная проблема была решена, конечно, на уровне более чем тридцатилетней давности, когда никто не предполагал, что машины задушат город. Но основные пункты плана актуальны и в нынешнее время. Приведу примеры. “Не концентрировать строительство в центре города. Развивать фланги: Адлерский и Лазаревский районы с их территориальными резервами. Создать развитую транспортную систему, способную оттянуть поток машин от центра, где строить только объекты культурно-развлекательного назначения. При этом придется строить эстакады, пробивать тоннели. Использовать подземное пространство для автостоянок”. Такие места подземной парковки транспорта предусматривались под Площадью искусств, перед универсамом на “Светлане” и под площадью перед городской администрацией.
Градостроительные проблемы бесконечны. В городе накоплен огромный проектный материал, и для нового руководства Сочи было бы полезно обратить на него внимание, а возможно, и использовать.
Интервью взял
Леонид Морозов