Горадминистрация как строительный бренд
На минувшей неделе в одной из ростовских газет появился рекламный модуль, представляющий новый жилой комплекс. В модуле было указано, что этот комплекс на Пушкинской возводит департамент строительства Ростова-на-Дону. Корреспондент N был удивлен этой подробностью, поскольку твердо знал, что инвестор и застройщик данного объекта - две коммерческие фирмы.
Позвонив по телефону справочной службы, указанной в рекламе, N получил подтверждающую информацию: заказчик - городской департамент строительства, инвестор проекта - туристическая компания "Тур-Дон", застройщик - турецкая фирма "Урал-Иншаат". Впору задуматься, можно ли говорить в рекламе о том, что данный комплекс возводят городские власти, когда строительством и продажей квартир здесь фактически занимаются совсем другие люди?
Комментарий в фирме "Тур-Дон" получить не удалось, поскольку директор компании был в отъезде. Один из сотрудников сообщил лишь, что существует договор, в котором "Тур-Дон" якобы обозначен как инвестор, а городской департамент строительства - как застройщик. Впрочем, тот же сотрудник посоветовал за подробными разъяснениями обратиться к директору.
Заместитель директора департамента строительства Ростова-на-Дону Юрий Пожаров заявил корреспонденту N, что его организация является управляющей компанией по ГФК "Центральный", куда входит и эта новостройка. Управляющая компания осуществляет координирующие функции, а строительство ведут инвесторы.
- Заявлять о том, что это мы возводим данный комплекс, нельзя, - считает г-н Пожаров. - Мы не строим, а осуществляем технадзор за строительством, у нас таких объектов по городу сотни.
В столь запутанной ситуации возникает вопрос: зачем инвестору, финансирующему проект, выступать от имени департамента строительства? Рядом с вышеупомянутым комплексом на территории ГФК "Центральный" возводят свои объекты и другие строительные фирмы, и управляющая компания у них та же. Однако в своей рекламе они ее название не используют.
N поговорил на эту тему с представителями нескольких строительных фирм. Их консолидированное мнение по данному вопросу звучит так. Крупные строительные фирмы, работающие в Ростове, по своей структуре могут являться холдингами, где застройку осуществляет одна компания, вкладывает деньги - другая, продает квартиры - третья. Тем не менее все эти компании работают под общей торговой маркой. Да и покупатели привыкли ориентироваться на конкретные бренды. Небольшие фирмы, выходящие на рынок жилищного строительства, своего бренда, как правило, не имеют. В данном случае инвестор-турфирма предлагает дорогое жилье, ориентированное на состоятельных покупателей. Но такие покупатели к торговым маркам особенно внимательны и хорошо знают, кто, в какой срок и с каким качеством строит дома в Ростове. Для них непрофильная фирма во главе строительного проекта менее привлекательна, чем известный застройщик. Здесь, вероятно, и возникает желание выступить от имени одной из структур городской власти как синонима надежности. Возможно, это будет расценено покупателями как дополнительное конкурентное преимущество. Да и название "Северный Кавказ" звучит весомо, по государственному.
Городским властям, по мнению N, нужно с осторожностью относиться к таким прецедентам. Стоит вспомнить хотя бы историю с разорившимся "Городским ломбардом" - частной фирмой, которую из-за названия многие воспринимали как муниципальную. Нужно более четко разграничивать частный бизнес и городскую власть. Думается, это будет лучше и для бизнеса, и для власти.
Андрей Чернов
Город N