Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Строительство |Строители объединились, чтобы сохранить региональный строительный комплекс


Строители объединились, чтобы сохранить региональный строительный комплекс

Строительная отрасль сегодня находится под пристальным вниманием. Решение задачи улучшения жилищных условий россиян требует и развития строительного комплекса в целом. Проблемы этой отрасли настойчиво поднимает от имени строительного сообщества Союз нижегородских строителей. Эта общественная организация, созданная при поддержке наших властей, упорно наводит мосты с властью.

Как заметил председатель совета Союза строителей Анатолий Секотов, они надеются на взаимное понимание. Для того строители и объединились. Они хотят сохранить региональный строительный комплекс. Об этом наш разговор с Анатолием Ивановичем. Он заострил внимание на некоторых, на его взгляд, наиболее злободневных сегодня вопросах.

Во-первых...

- О ценах. У нас существуют категории не очень богатых людей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют необходимой суммы, чтобы сразу купить квартиру. Одну категорию вполне устроит ипотека. А другую не устроит процент за ипотечное кредитование. Потому что получается такой парадокс: по ипотеке покупатель жилья со средним достатком должен заплатить в два с лишним раза больше за покупку квартиры, чем состоятельный человек, способный сразу оплатить жилье. А вот у самых бедных слоев населения возможность улучшить свои жилищные условия есть либо за счет программы “Ветхое жилье”, либо в порядке очередности на муниципальные квартиры.

На мой взгляд, для малоимущих категорий граждан необходимо строить муниципальное жилье. Такое жилье будет стоить дешевле. Потому что власть, конечно же, не позволить делать для себя больших обременений, и это сразу снизит себестоимость строительства на 20—30 процентов. Более того, для муниципального жилья можно подобрать площадки вообще на сетях. Муниципальные дома надо и проектировать по социальным нормам. А площадки под строительство подбирать так, чтобы между застройщиком и жителями не возникало конфликтных ситуаций, злоумышленных отношений. Если улицу Белинского решено обновить полностью, то достаточно построить на ней два муниципальных дома, чтобы, не терзая души людей, расселить их из ветхого жилья в привычном для них районе.

- Как это собственно, делается в Москве...

- Не только в Москве. Так делают в Чувашии и во многих муниципальных центрах регионов. Это у нас в Нижнем некому заниматься строительной политикой — департамент ликвидирован, УКС — тоже. Почему-то власть города в свое время решила, что ее миссия может ограничиться только подписью при распределении участков под застройку. Достаточно строить в год около 70 тыс. кв. м муниципального жилья, чтобы снять проблему с расселением ветхого фонда.

...во-вторых

О финансах. Как известно, в городском бюджете средств на муниципальное строительство нет. И где же их взять? У председателя совета Союза строителей Анатолия Секотова есть тоже предложение по решению и этой проблемы.

- Мы долго обсуждали правила землепользования и застройки Нижнего Новгорода. Наконец-то они приняты. Но по пути внедрения положений этих правил шагов пока не делается. Правилами затверждено: площадки под застройку готовятся полностью — сносятся ветхие строения, подводятся сети. И только после этого площадки должны выставляться на продажу по конкурсу. На подготовку участков, естественно, нужны средства. И вот Союз строителей предлагает власти выпустить ценные бумаги и обязательства, распределив их продажу среди тех застройщиков, которые постоянно работают на строительном рынке города. Таким образом и будет сформирован фонд для подготовки площадок. А при покупке площадки застройщик бумагами будет рассчитываться.

Застройщик заинтересован в системе планового получения площадок и поэтому готов участовать в таких займах. Если сносом ветхого жилья наконец-то займется власть, проблема антогонизма, возникающая между застройщиком и жильцом при расселении сплошь и рядом, отпадет. У власти есть рычаги влияния. У застройщика их нет, и он вынужден идти на поводу требований типа “я там не хочу”, “я хочу туда-то”, “мне 30 млн руб. мало — надо 50 млн”. Потому что задержка с началом строительства ему может обойтись еще дороже. Реализация этого положения правил снизит и себестоимость строящегося жилья.

Потому что власть владеет информацией, что, например, на таком-то участке требуется 200 гигакалорий электроэнергии, но 100 из них уже есть. Значит, надо еще 100. Застройщик об этом знать не может, поэтому с него можно потребовать заплатить за подводку всех 200 гигакалорий. - И много времени, на ваш взгляд, потребуется, чтобы эта система смогла заработать? - Не знаю, сколько времени потребуется власти. Я, как специалист с многолетней практикой, считаю, что это можно внедрить за 1,5 месяца. Что нужно? Деньги. Как их собрать — я уже сказал.

Нанимается специализированная организация и ведутся работы. Вложенные средства потом вернутся с прибылью, которая сформирует фонд для строительства социального жилья. Сегодня губернатор взялся за строительный комплекс всерьез. Но ведь уже много времени упущено — вот что вызывает глубокое сожаление. В команде губернатора сегодня те же люди, что и раньше отвечали за строительный комплекс. И мне кажется, новой струи в отношении к этой отрасли среди них пока не ощущается. Наверное, нужен сильный стимул, чтобы появились свежие идеи.

...в-третьих

- Губернатор поставил задачу: строить быстро. Но чтобы ее решить, необходима соответствующая база. Это еще одна проблема строительной отрасли в регионе. Прежде всего, если объективно оценить возможности общестроительных подрядных организаций, надо признать: у них нет средств для развития. Так сложилось, что из 100-процентной прибыли от возведенного дома непосредственно на исполнителя выделяется 5 проц. Этого хватает только на небольшие заработные платы. А на развитие своей базы подрядчику нужны большие деньги. Только за башенный кран требуется выложить 6 млн руб., за растворный насос — 3 млн руб. и т. д., и т. д. Не могут они участвовать и в конкурсах на строительные площадки, причина та же — отсутствие средств.

У нас был сильный строительный комплекс в регионе. А что мы имеем сегодня? В 2002 году я проводил анализ. Оказалось, что общестроительных организаций, в которых работает более 100 человек, в городе всего 20. Так вот, если не развивать строительный комплекс, как же увеличивать темпы строительства? Жилье строится руками и техникой, а не только инвестициями. У нас же в Госдуму подано за год 28 законов по увеличению объемов жилищного строительства и ни одного, определяющего развитие строительного комплекса.

То же самое наблюдается и на региональном уровне. Говорят: надо наращивать темпы строительства. А рук в нужном объеме для этого нет. - Но сегодня же все определяется законами рынка. Есть спрос —будут и предложения. - Да. Но рынок этот необходимо регулировать в интересах большинства. Иначе как мы поднимем уровень благосостояния наших граждан. И у власти есть рычаги для такого регулирования. - Что может сделать власть, например, для поддержки тех же подрядных организаций? - Может. Хотя бы вот так.

Выделить для подрядной организации с большой строительной историей участок под застройку по договору. Условия — чтобы часть полученной прибыли пошла на развитие строительной базы, на приобретение технических средств. Кстати, развитие местной строительной отрасли — тоже путь к снижению себестоимости жилья. Потому что иначе придется привлекать рабочие руки и технику из других регионов. А это большие накладные расходы, которые придется тоже закладывать в себестоимость.

...и в-четвертых

- Надо сказать еще и об информационном обеспечении участников строительного комплекса. Руководитель подрядной организации должен регулярно получать информацию о движении на строительном рынке. Где начато проектирование, где оно заканчивается, где уже идет кладка и, значит, потребуются услуги сантехников. Все это позволит подрядчикам определять свои перспективы, своевременно устанавливать контакты с заказчиками, генподрядчиками. - Кто, с вашей точки зрения, должен обеспечивать такой информацией? - Это обязана делать власть, поскольку она декларирует конкурсы. И ее тоже должна интересовать текущая информация. Иначе как же отслеживать, своевременно ли осваиваются полученные по конкурсу участки под застройку?

Причем движение работ на значимых для города стройплощадках, считаю, отслеживать надо ежеквартально и доводить информацию до тех, кто занят в строительстве. - Именно для решения такой задачи инициировалось создание строительной биржи в регионе. Но таковой до сих пор нет. Что-то мешает? - Одним из соучредителей строительной биржи должна быть опять же власть, если она заинтересована в том, чтобы рыночные рычаги работали на развитие отрасли. Информированность участников рынка — основа рыночных отношений.

И создать строительную биржу нужно на базе Дома строителей. Теперь о строительных материалах, тоже составляющих базу строительной отрасли. Построить 1 млн кв. м жилья в год, как декларируется на 2006-й, невозможно без крупнопанельного домостроения. У нас еще сохранились заводы, способные выпускать серийную продукцию, — ЗКПД-70, ДСК-2, ЗКПД-4 и ЗКПД-1. Но они смогут работать рентабельно в том случае, если будут иметь не одну площадку под строительство, а 5—6. Это тоже путь к снижению себестоимости жилья.

А еще возможность задействовать имеющуюся индустрию. Или возьмем каркасное домостроение — эта технология широко сегодня применяется. Но комплектацию мы завозим из Чебоксар. Почему нельзя организовать такое производство в регионе? У нас же были мощные железобетонные заводы, которые сегодня еще можно вернуть к жизни. И зависит это от эффективной плановой работы власти. Она должна определить, где конкретно в соответствии с генпланом строить дома той или иной серии.

И градостроительный совет при утверждении не должен менять серии, поскольку завод уже затратил средства на подготовку производства. Все предложения нашего строительного сообщества переданы в областное правительство. - У Союза строителей с властью уже наведены мосты и есть контакты? - Власть уже идет нам навстречу. Например, наши представители участвуют активно в обсуждении злободневных для строительной отрасли проблем. Нас приглашают в инвестиционную комиссию. Контакты будут и дольше укрепляться. Потому что власть понимает, как важно знать мнение строительного сообщества.

Альбина Бросевич


Тема дня