Новосибирская архитектура: дефицит шедевров, а будущее в тумане…
Как известно, в Новосибирске есть всего несколько зданий, которые в той или иной степени служат символами города – Оперный театр, вокзал, часовня на Красном проспекте, Краеведческий музей. И все. В то время как другие сибирские города завоевывают почетные награды на разных конкурсах вроде «Золотой капители», столица Сибири, по всей видимости, удовлетворяется пока только этим своим неофициальным титулом… На снимке, кстати, жилой комплекс в Иркутске, удостоенный Гран-При конкурса "Золотая капитель"! В нашем городе существует явный дефицит зданий, которые бы не только привлекали внимание, но и украшали родной город. О том, как будет выглядеть Новосибирск в ближайшем будущем редакции «Большого Новосибирска» рассказал Главный архитектор города Валерий Арбатский.
- Сегодня транспортная проблема, едва ли не одна из самых главных в Новосибирске. В генплане планируется ее решение?
- В рамках концепции генплана мы уже предложили вариант, где уделено внимание, прежде всего, скоростным магистралям и трассам непрерывного движения, иначе говоря, главным городским магистралям, включая мосты. Этот главный элемент, каркас транспортной системы города, необходимо увязать с внешними связями. С этой целью, мы вышли на московский институт ЦНИИПградостроительства, у которого есть методики необходимых нам расчетов. На их базе мы определим красные линии, или коридоры, для прокладки будущих магистралей. И только после этого можно будет проектировать отдельные развязки и мосты.
- Уже можно, хотя бы ориентировочно, назвать главные магистральные направления?
- Достаточно приблизительно. В отличие, от классической кольцевой системы Москвы, у нас транспортная система пересекает город с запада на восток, и с юга на север. Получается своеобразная магистральная решетка, в которую войдет и реконструкция Бердского шоссе для связи с Академгородком.
- Это двухуровневое шоссе, о котором уже неоднократно говорилось в новосибирских СМИ?
- Количество уровней покажет детальное проектирование, не исключена и комбинированная схема, по крайней мере, некоторые участки, на мой взгляд, придется поднимать на эстакаду, прежде всего, для сохранения леса, которым они поросли. Одновременно, с шоссе, мы рассматриваем другой вариант, с использованием железной дороги. Почему бы, например, не пустить скоростной поезд, который свяжет центр города с Академгородком? Это может быть не простая электричка, а вполне комфортабельный поезд.
Шоссе и Оловозаводской мост – это два первоочередных проекта, которые планируется реализовать до 2015 года. Оловозаводской мост свяжет улицу Большевистскую и Кирова, которая будет идти до Выборной, и дальше, до Ключ-Камышенского плато. На левом берегу мост будет выходить на так называемый ВИНАПовский мост, пересекающий железную дорогу, и далее новая магистраль будет пробита в долине реки Тулы, пересекая Ватутина, с выходом на Толмачевское шоссе, обеспечивающее связь с аэропортом. Мы также планируем предмостовые развязки, на правом, и на левом берегу.
Во второй очереди, на более отдаленную перспективу, мы планируем строительство еще одного моста, который свяжет улицу Ипподромскую, мост, идущий параллельно железнодорожному мосту, и улицу Станционную на левом берегу. Таким образом, мы обеспечим сквозную связь «Толмачево» - Станционная - центр города со всеми жилыми районами на востоке и северо-востоке. Для нашего города это очень крупные и затратные проекты. Но реализовать их необходимо.
- Сегодня некоторые специалисты выражают опасение, что интенсивность городской застройки не позволит использовать нужные городу транспортные направления.
- Это не совсем так. Изменения в застройке были лет 20 назад. Тогда действительно Калининский универмаг перекрыл пропуск к магистрали, которая планировалась до Ельцовки. Сегодня мы вынуждены также обходить Дом культуры Чкалова при прокладке магистрали идущей на так называемый «горбатый» мост. Кинотеатр «Космос» также «посажен» в створе магистрального направления, теперь придется обходить его через тоннели. Что касается нашего времени, то в пределах генеральных направлений, или красных линий, любая застройка исключена.
- Предполагается ли в рамках генплана развитие зеленой зоны города? Ведь сейчас в Новосибирске, доля озеленения на каждого горожанина, в среднем, значительно ниже нормы.
- По мере развития города проблема развития его экологической инфраструктуры все больше выдвигается на первый план. В первую очередь очень важно сохранить то, что мы имеем,- городские леса, парки, скверы. Мы планируем также создание ряда новых парков. Например, планируем разбить парк в городском центре, в районе улицы Фрунзе, на месте овражной зоны. Там, кстати, уже есть искусственный водоем. И в каждом районе города планируются такие зеленые зоны. И мы сделаем все, (вплоть до ограждения) чтобы эти зоны были неприкасаемы для застройки.
- Мне не раз приходилось слышать, что Новосибирск не имеет своего архитектурного лица, иначе говоря, стилевого единства. Предусмотрено ли оно генпланом? Ведь в противном случае, частные застройки могут внести еще больший диссонанс и без того не идеальное «лицо» Новосибирска.
- Генплан определяет проектировочные решения крупных градоформирующих объектов. Стилевые направления - задача индивидуального проектирования конкретных зданий.
С моей точки зрения, Новосибирск сегодня развивается в русле мировой, в большей степени, европейской, архитектуры. И меня абсолютно не пугает архитектурная эклектика, которая сегодня характерна практически для всех современных городов. Конечно, при этом не должно быть хаотичности, и задача архитектора создать единую композицию.
- Кстати, об архитекторах. Почему, на ваш взгляд, на конкурсе «Золотая капитель» в 2005 году, Новосибирск не получил ни одной награды? -
-- Я лично, как член жюри этого конкурса, отдавал предпочтение многим работам новосибирских архитекторов, и не могу в полной мере согласиться с решением жюри отдать все высшие награды гостям. На мой взгляд, у нас сильные архитекторы, но, в отличие от других городов, где увлекаются внешним архитектурным декором, подход наших специалистов более функционален. Сегодня мы, вместе с Новосибирским союзом архитекторов, считаем, что назрела необходимость организации внутригородского конкурса, но не проектов, а построек. Сейчас очень интересные проекты планируются в Академгородке, принципиально новые объекты - спортивно-развлекательные центры, будут строиться и в Новосибирске.
- Несмотря на высокий уровень новосибирских архитекторов, вы все же приглашаете их западных коллег.
- Да. Сегодня уже достаточно много иностранных архитекторов принимают участие в застройке Новосибирска. Например, поляки запроектировали на площади Маркса строительство общественно-торгового центра, они же будут проектировать гостиницу на улице 1905 года. За театром оперы и балета, где сейчас трамвайное кольцо, будет строиться гостиница и офисное здание, с участием американских архитекторов. Для нашего города такие совместные проекты крайне желательны, поскольку они повышают международный имидж Новосибирска. В застройке крупнейших городах Европы уже давно участвуют архитекторы из разных стран. Это мировая практика.
От редакции: Что говорить, перспективы, нарисованные главным архитектором прямо-таки радужные, и так хочется в них верить, но не верится по одной простой причине… Сегодня все делается, с точностью до наоборот.
Начнем с того, что, вопреки уверениям Арбатского, состояние зеленой зоны города катастрофически ухудшается. По данным экологов один только Центральный парк загрязнен уже на 25(как минимум) метров вглубь. Это обстоятельство, вкупе с участившейся практикой застройки зеленых зон города, заставляет сомневаться в возможности их сохранности, не говоря уже о создании новых парков.
Лукавит Валерий Петрович и по поводу магистральных направлений, которые, дескать, застраивали только в советское время. Как раз, наоборот, именно в последние «рыночные» годы исчезла под частной застройкой будущая магистраль Заряновская, предназначавшаяся для разгрузки улицы Советской, и ряд других магистральных направлений, определенных в советский период. Скрылась под частной застройкой и будущая объездная магистраль, заложенная еще в генплане 1984 года, которая должна была дублировать Бердское шоссе. Такое решение, по мнению специалистов, было бы эффективнее, и намного дешевле, возведения второго уровня над шоссе. По отзывам тех же специалистов, «двухуровневый» проект не дал бы городу ничего, кроме огромных финансовых затрат и сложных транспортных развязок, плюс, крайнюю уязвимость. Любая авария может вывести двухэтажную эстакаду из строя.
Не вызывают особого восторга и планируемые «проекты века», все эти центры и аквапарки. Вернее, сами проекты может и хороши, но вот их исполнение...За последние 70-80 лет отечественная архитектура вообще не блистала качеством, а в Новом Градостроительном кодексе «градостроительство» как таковое (!), даже не упоминается. Есть только туманное «планирование территорий», которое, по сути, сводится к простой нарезке земли. (В результате этого «планирования» новостройки в нашем городе порой ставят буквально посреди тротуара). Ответственность архитектора в новом кодексе сведена к минимуму. За качество строительства, якобы, отвечает застройщик, который сам же себя и контролирует. На практике это приводит к предельной экономии на всем, от стройматериалов, до услуг строителей. И еще об ответственности.
В Новосибирске 45 новых жилых зданий брошены из-за отсутствия тепла, воды, света. Вам это известно, Валерий Петрович? Если, да, то вы знаете и то, что дома эти не могут подключить к городским коммуникациям из-за просчетов строителей.