Монументальная мебель
В древности многие предметы мебели высекались из камня прямо в стенах или даже посреди помещений - троны, скамьи, лежанки, ниши, столы, тумбы... Это была поистине монументальная мебель. Не редкость она и в наши дни. Только возводят ее не во дворцах и теремах, а в обычных квартирах и домах. И используют для этого современные строительные материалы. Одну и ту же форму можно создать, применяя разные технологии...
Прежде чем поговорить о том, каким образом целесообразно выполнять те или иные конструкции, задумаемся о терминологии. Еще только планируя статью, мы задались вопросом: а как называть такую мебель? Специального термина в словарях не оказалось. Словосочетания "мебель в строительном исполнении" и "встроенная мебель" показались нам не совсем точно отражающими суть дела. Ведь конструкции, о которых пойдет речь, в буквальном смысле срастаются с архитектурой квартиры. Созданную строительными средствами мебель уже нельзя ни убрать, ни переместить в другую комнату - она становится частью недвижимости. Более того, ее возведению должно предшествовать получение разрешительных документов на переустройство жилья, а завершение подлежит отражению в новом плане БТИ. Конечно, и недвижимость можно разрушить и перестроить, но это - уже совсем другая история. Зато в словарях существует такое понятие, как "монументальное искусство" (живопись, скульптура). Имеются в виду произведения, неразрывно связанные с архитектурой здания. А не назвать ли нам эту мебель так же - монументальной? Ближе по значению термина не нашлось. Как ни пугающе это звучит, слово "монументальная" не обязательно подразумевает огромные, циклопические размеры сооружения. Поэтому просим, уважаемый читатель, не судить нас слишком строго за такое словотворчество.
Для чего?
В зависимости от архитектурного замысла и назначения, современную монументальную мебель изготавливают из разных материалов, иной раз сочетая несколько технологий. Одно дело - декоративный стеллаж для невесомых сувениров, фотографий в рамках, сухих флористических композиций, кукол и пр. В этом случае несущая способность конструкции может быть минимальной. Основу образует облегченный металлический каркас, обшитый в один слой гипсокартоном (толщиной 12 мм), часто со спрятанными проводами и электрофурнитурой для подсветки. Другого подхода требуют полки для библиотек, коллекций скульптуры, посуды, ваз, крупных домашних растений. Особая прочность нужна стеллажам, предназначенным для телевизоров, видео- и аудиоаппаратуры, тяжелых плазменных панелей, колонок. Еще большую "мощность" закладывают в конструкции для монтажа объемных аквариумов или же в стационарные скамейки и спальные места. Немалым запасом прочности должна обладать и мебель, возведенная в ванных комнатах (столешницы для умывальников, ниши и подиумы для бытовой техники, хозяйственные отсеки). Как правило, эти конструкции облицовывают плиткой, керамогранитом, мрамором.
Фантазия на каркасе
Гипсокартон (ГКЛ) - пожалуй, самый распространенный в современном ремонте материал. Его листы или плиты имеют толщину 6-24 мм, длину 2,5-4,8 м, ширину 1,2-1,3 м (всего около десяти типоразмеров). Включают в себя слой гипса, для большей прочности и гладкости оклеенный с двух сторон специальным картоном. В результате ГКЛ не нужно выравнивать, как кирпич или бетон, а можно сразу окрашивать или оклеивать плиткой, обоями, лепниной и т. д. С помощью этого материала легко добиться соответствия высоким требованиям к особой геометрической точности и качеству поверхностей, предъявляемым сейчас к архитектурным формам в интерьере.
Гипсокартонные полки и стеллажи - рядовое явление в современном ремонте. Но было бы неверно сказать, что они сделаны из гипсокартона, ведь главная часть конструкции - внутренний каркас из оцинкованной стали. Широкий ассортимент стандартных профилей для каркаса под обшивку ГКЛ разработан так, чтобы можно было создавать весьма разнообразные и сложные архитектурные детали. Кстати, гипсокартон позволяет с легкостью получать эффектные криволинейные поверхности, трудно выполнимые из других материалов.
Каркас может крепиться к плитам перекрытия и стене, а гипсокартон только "одевает" выстроенные формы. Чем больше предполагаемая несущая нагрузка на стеллаж или полки, тем с более частым шагом должны быть установлены профилированные металлические рейки. Однако при нарастающем заполнении конструкции металлом наступает некий предел экономической целесообразности использования этого материала. В таком случае разумнее (проще, легче, дешевле и быстрее) применить другие материалы (кирпич, пеноблоки и т. п.), пусть даже требующие, в отличие от гипсокартона, выравнивания штукатуркой. Впрочем, и тут возможны исключения. Например, при необходимости прокладки в толще стеллажа обильных инженерных коммуникаций. Тогда в ряде случаев стандартный профиль заводского изготовления, входящий в число комплектующих деталей, заменяют оригинальными сварными фермами и кронштейнами из более мощной строительной арматуры, прокатного уголка, полосы, швеллера и даже одно- и двутавра. И уже на эту солидную основу нашивают толстый (12 или 2 × 12 мм) гипсокартон.
Большая проблема - создание ровных и прочных углов новой архитектурной формы. Поэтому и внутренние, и особенно внешние прямые углы армируют специально для этого предназначенным тонким стальным профилем и сверху оклеивают штукатурной сеткой или крафт-бумагой, а затем заглаживают тонким слоем шпаклевки.
Если полки или стеллажи возводятся в санузле или на кухне, целесообразно применить водостойкий гипсокартон (ГКЛВ). Если же конструкция сопряжена с коммуникационной шахтой или воздуховодом, имеет смысл использовать огнестойкие листы (ГКЛО).
Недостаток каркасных систем - "барабанный эффект", то есть гулкий звук, который издают при ударе пустотелые конструкции. Для его снижения внутреннюю полость каркаса заполняют утеплителем-звукоизолятором (скажем, минеральной ватой). Это особенно эффективно, если конструкция служит межкомнатной перегородкой или срощена с наружной стеной квартиры, за которой находятся соседи, лифтовая шахта или мусоропровод. В редких случаях небольшие полости заливают раствором цемента, используя ГКЛ как неснимаемую опалубку и, конечно, сообразуясь с допустимыми нормами нагрузки на перекрытия.
Вес взят!
Но сам по себе гипсокартон достаточно хрупок. Горизонтальную несущую поверхность из него нужно беречь от ударов, очень тяжелые вещи желательно на нее не ставить. Поэтому часто, обшивая вертикальные стенки стеллажа гипсокартонными листами, сами полки выполняют из других материалов - от толстой водостойкой фанеры и ударопрочного закаленного стекла до мраморных или массивных деревянных плит, ламинированных ДСП и MDF и даже гофрированного металлического профнастила.
В такой ситуации достойная альтернатива каркасу - конструкция, сложенная из кирпича, блоков пенобетона, газосиликатных или керамзитобетонных блоков или возведенная из гипсовых пазогребневых плит. Любую кладку, если она примыкает к стенам и потолку, скрепляют с плитами перекрытий или со стеной, используя изогнутую под прямым углом стальную полосу. Один конец полосы крепят к стене или перекрытию, другой закладывают между рядами кирпичей или блоков. И здесь вступает в силу необходимость учитывать допустимые нормы нагрузки на 1 м2 перекрытия пола, которые для домов разной конструкции различны. Поэтому перед началом строительных работ проект создания таких монументальных элементов должен быть рассмотрен и утвержден в проектном институте. Там выдадут техзаключение - предписание, в котором будут либо указаны жесткие технологические ограничения, либо подробно расписаны технологии и материалы для создания запланированных конструкций.
Часто, чтобы снизить нагрузку на перекрытия, внутренние пустоты массивных стеллажей или подиумов заполняют керамзитом на цементном растворе, а по периметру возводят кладку из полнотелого или легкого щелевого кирпича. Такой же смесью может быть заполнена и любая фигурная снимаемая опалубка. Эта технология не так проста, как кажется. Ведь на объекте смешивать в маленькой бетономешалке керамзит, цемент и воду очень неудобно - керамзит всплывает и не входит в смесь. Поэтому предпочитают работать в поддоне, добавляя в керамзит густой раствор постепенно. Процесс получается весьма "мокрым и грязным" (не то что монтаж ГКЛ). Но и это не лучший вариант.
Опытные специалисты поступают проще и эффективнее. Сначала выстраивают опалубку и загружают в нее сухой керамзит. (Если архитектурная конструкция будет преимущественно декоративной, то его фракция может быть крупнее 10 мм. Но чем большие нагрузки задумано возложить на конструкцию, тем мельче должен быть керамзит. Например, для стеллажей под объемные аквариумы берут фракцию менее 5 мм.) Загруженный керамзит сверху посыпают сухим цементом (М500, без песка), а затем поливают небольшим количеством воды из обычной лейки. Растворенный цемент постепенно протекает внутрь керамзитовой засыпки и по прошествии суток уже достаточно крепко схватывает все комочки, создавая монолитную форму. Для выравнивания горизонтальной плоскости поверх схватившейся засыпки укладывают густо замешанный раствор обычной песчано-цементной смеси, а после снятия опалубки наступает черед штукатурных работ.
Скульптура из пены
Распространена также технология создания малых архитектурных форм в интерьере путем обтесывания и последующего оштукатуривания кладки из легких блоков вспененных строительных материалов. Имеются в виду темно-серые блоки пенобетона или газосиликатные блоки - почти белые параллелепипеды. Зная расположение в сплошной массивной кладке будущих полок, ступеней или ниш, в соответствующие места для прочности обычно вмуровывают различные металлические закладные детали (арматуру, уголок, швеллер). Дальнейшая работа сродни искусству скульптора или каменотеса. Поскольку вспененные материалы легко пилятся и обтесываются, это с ними и производят, используя дрель, скарпель, пилу. Так вырезают стеллажи любых, в том числе изогнутых очертаний, с арками, нишами и полками, от простых прямоугольных до весьма прихотливых по форме. Последующее оштукатуривание сообщает поверхности гладкость, а применение отделочных материалов окончательно вписывает композицию в интерьер.
Михаил Сухарев