Модные тенденции в ландшафтном дизайне
Когда задумываешься о модных тенденциях в ландшафтном дизайне? Наверное, вне сезона самих ландшафтных работ, когда не зашкаливают авралы на объектах, когда есть время осмыслить то, что сделано и что и как предстоит еще сделать.
Мои коллеги согласятся, что поток работ в сезон не дает возможности применить на практике то, что считается модным в данный момент. Хорошо еще, если получается эффектный и оригинальный результат претворения задуманного проекта. И, тем не менее, перед новым ландшафтным сезоном захотелось напомнить себе и окружающим, что мы не живем в изолированном обществе, слава богу. И в окружающем нас мире происходят некие процессы, пересекающиеся с нашей профессиональной деятельностью, на которые следует хотя бы обращать внимание, а, по возможности, применять в своей практике.
В результате опроса своих коллег, изучения статей в Интернете и журналах, кое-какого собственного видения этого вопроса получилось это исследовательское эссе.
До недавнего времени при практически полном забвении в нашей стране практики декоративного садоводства о ландшафтной архитектуре было принято говорить лишь в контексте садово-парковых ансамблей, созданных, как правило, в предыдущие эпохи и являющихся культурным достоянием. Применительно же к частной собственности понятие "ландшафтный дизайн" употреблялось лишь в исключительных случаях, поскольку дачи, а тем более садоводства, до смешного походили друг на друга, отличаясь в основном цветом дома да количеством гладиолусов и георгинов под окнами.
Сегодня ситуация в корне изменилась. К услугам собственника, мечтающего тем или иным образом "облагородить" пространство перед домом, - обилие литературы, посвященной ландшафтному дизайну; множество компаний, предлагающих свои услуги, разнообразие растительных материалов и аксессуаров, способных превратить любой участок в настоящее произведение искусства. Не говоря уже о возможностях повышения собственного образовательного уровня, знакомстве с мировой флорой и последними новинками в области "садоводческой мысли" посредством информационных технологий, специализированных семинаров, международных выставок и конкурсов. Вот уж воистину благодатное время для приобщения к прекрасному.
Сегодняшний ландшафтный дизайн, как и каждый вид искусства, естественным образом отражает философские и мировоззренческие идеи своего времени. Что касается исторически сложившихся и общепринятых направлений, то они вовсе не сдерживают появление новых форм и экспериментов в области садового дизайна.
Испокон века человечеству было свойственно украшать свой быт, свой дом, территорию перед домом. Поэтому установить, когда же возникло искусство декоративного садоводства, невозможно. Известно лишь, что очень давно. Изначально существовал так называемый "огород", имеющий сугубо практическое значение, - он обеспечивал семью растительной пищей. Немногим позже человечество стало выращивать лекарственные растения. Со временем научились ценить и иные свойства растений: зелень защищала от солнца, дождя, ветра, создавая человеку дополнительные удобства. Вероятно, с этого момента можно говорить о возникновении декоративного садоводства.
И в наши дни растения создают комфортную жизненную среду. Разве что многократно возросли требования к организации пространства, возникла необходимость учитывать общее композиционное решение сада и дома, в практике возделывания сада появились стили и направления, определяющие условности и сложившиеся приемы, прослеживаемые тенденции и модные новинки. Впору говорить о возрождении целого направления в искусстве - ландшафтной архитектуры.
Изменение образа жизни в последние десятилетия наглядно показало: для большинства из нас садоводство перестало быть способом восполнения витаминного дефицита. Возделывание сада сегодня - занятие, приносящее эстетическое удовольствие и ощутимый психотерапевтический эффект. В духе времени вчерашние грядки становятся клумбами и цветниками, росший произвольно кустарник высаживается по строгим законам композиции, а обустройство местности вокруг загородного дома превращается в философию, профессию и индустрию.
Глядя на сегодняшние особняки, утопающие в туе, сосне или канадской исполинской пихте, вдыхая ароматы жимолости и сирени, окидывая взором ровную изумрудную поверхность газона и останавливаясь на живописной альпийской горке, невольно убеждаешься, насколько широки и разнообразны возможности ландшафтного дизайна. Это настоящее искусство, помогающее скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства местности, или превратить даже очень маленький приусадебный участок в уютный уголок природы или сделать его чудесным садом в голландском, итальянском, византийском, японском или ином стиле: Или, напротив, придать шарм пейзажному парку, раскинувшемуся на огромных площадях. Сады в стиле рококо, экзотические, романтические, символистские, в английском и французском духе, фантазийные и утилитарные, смело комбинированные и сугубо пуританские.
Дизайн, планомерно проникающий во все сферы нашей жизни, разумеется, не мог дальше существовать лишь в художественных галереях и на страницах журналов, в бутиках одежды и в мебельных салонах, в пентхаусе гламурного "небожителя" и в городской квартире состоятельного обывателя. Он стремительно ворвался и в загородную жизнь, прочно обосновавшись на прилегающей к дому территории. Поэтому сегодня можно смело говорить о том, что спланированный и ухоженный участок повсеместно становится обязательным условием загородной жизни.
Садовый дизайн начала третьего тысячелетия - это не просто авторская работа. Это взгляд на место человека в постоянно меняющемся мире. Это отражение стиля жизни, образа мышления, эстетических предпочтений. И, в сущности, неважно, сколько тысячелетий насчитывает история ландшафтного дизайна: сегодня каждый создает ее заново по-своему. Гармония с внешним миром, гармония с собой, комфортное пространство, красота и простота или тщательная планировка, кропотливая работа с почвой, учет последовательности цветения разных культур, бесконечное варьирование деталей.
Сделать мир краше (хотя бы вокруг себя) вам помогут ландшафтный архитектор, дендролог, специалисты по мощению, грунтам и мелиорации, к помощи которых, впрочем, прибегали и наши предки, оставившие подлинные произведения садово-паркового искусства. И качество их творений было таково, что замыслы авторов до сих пор впечатляет потомков.
Конец XX и начало XXI века - время жизни в стиле "техно", что сказалось на всех видах дизайна, включая садовый. Оторванность же этого стиля от природы породила моду на эклектику в ландшафтном дизайне. Потребителю подспудно хочется больше живой природы во всех ее проявлениях и свежего воздуха и зелени. Но не осложняйте себе жизнь, пытаясь создать Версаль на 15-20 сотках! Помните, что чем проще сад, тем легче уход за ним. Деревья местных видов лучше приживаются и гармонируют с природой вокруг, а две-три сотки самого обычного газона очищают воздух и производят кислорода больше, чем необходимо в среднем человеку.
Ежегодный подъем интереса к облагораживанию своих владений связан и с тем, что наши люди стали больше путешествовать по миру. Следовательно, они больше наблюдают и сравнивают. Очень часто вдохновленный заказчик приносит дизайнеру модный журнал или толстый фотоальбом с видами экзотических стран и просит оформить участок "точь-в-точь", как, допустим, в Испании или Италии.
С одной стороны, такой подход к озеленению радует. Но, с другой стороны, порой долго приходится объяснять, что многие экзотические растения плохо приживаются в нашей полосе, и не будут выглядеть так эффектно, как в своей природной зоне. Поэтому не меньше радует, когда клиенты сами приходят к мысли, что "где родился, там и пригодился", и склоняются в сторону естественности, приближенности к местному климату. И все же работать с экзотикой интересно каждому мастеру. Конечно, мы не сможем создать истинно японский сад в России, но почему не оформить какой-нибудь уголок с элементами этого стиля?
Мода в ландшафтном дизайне – дама далеко не капризная и демократичная. Здесь по-прежнему царит эклектика, смешение стилей и жанров. Популярны восточные мотивы, но растет интерес к оформлению участков в духе русских дворянских усадеб – с лирическими березками, романтическим прудом, луговыми цветочкам. Все больше внимания уделяется декоративным деталям, как прикладным, так и нефункциональным, просто радующим глаз. Из последних, без сомнения, очень приятны разнообразные садовые скульптуры – если, конечно, они выполнены со вкусом. Псевдоклассические статуи, наводнившие рынок в последние годы, можно сразу отбросить. А вот расположенные со вкусом качественные (и очень дорогие) копии античных и ренессансных статуй наверняка придадут вашему парку и саду изысканность.
Из других элементов декора часто используются различные фонарики, вазоны, иногда пустые, с узкими горлышками, но чаще "цветущие". По-прежнему на пике моды такая деталь, как подвесная корзина с цветочным каскадом – она украсит любой уголок сада. И не только сада, но и любого пространства.
Любители оригинального могут вспомнить о таком любопытном элементе, как солнечные часы: они остаются популярным украшением в течение столетий после того, как потеряли практическую ценность. А изящно выполненные купальни и кормушки для птиц не только придадут прелесть саду, но и доставят радость вам и вашим детям: наблюдая за пернатыми гостями, вы уж точно не заскучаете!
В ландшафтном дизайне тоже существует высокая мода. Она распространяется не только на проектирование садов, но и на виды (вплоть до отдельных сортов!) растений. Например, сегодня в большом почете "дикари". На выставке в Челси в 2000 году победили дизайнеры Пьет Удольф и Арни Мейнард, показавшие сад "Эволюция", главным героем которого сделали… куст чертополоха. В каждом международном конкурсе обязательно участвуют сады, где главным действующим лицом выступают злаки. И в какие только композиции их не объединяют! Дизайнеры новаторски соединяют беспокойное царство трав с геометрически строгими деталями активного чистого, умудряются даже увязать их с металлом, им уже не нравятся аккуратные сады, они предпочитают такое непричесанное подобие ландшафта.
Мы уже знаем: фантазия на благодатном поприще зеленого ландшафта может быть поистине безграничной. Жаль только, что наши люди пока все-таки довольно осторожно относятся к экспериментам и новинкам, хотя мастера готовы творить и предлагать что-нибудь экстравагантное.
Направление максимальной приближенности к первозданной природе продолжает развиваться в Европе и в российских столицах. На пике моды – имитация старинного заброшенного сада, куда давно не ступала нога человека. Уж чего проще, казалось бы! Но не тут-то было… Создание атмосферы запущенности весьма дорогостоящий процесс, требующий немалых постоянных вложений.
Куда повернет наша садовая мода в ближайшую пару сезонов. Конечно, новорусская жизнелюбивая эклектика будет уходить - и с ней будет уходить ситцевое многоцветье. Трудоемкие и простоватые на вид однолетники покинут приличные места. Вместо них воцарятся злаки и растения, похожие на сорняки, - европейская мода уже как пятилетней давности. У советских собственная гордость. Нигде так, как у нас, не распространены степи и тундры, и эти суровые естественные ландшафты будут подстегивать воображение дизайнеров. Что может быть лучше каменистой степи с колышущимися волнами ковыля и гривастого ячменя, в которые вкраплены лиловые клематисы, изящные пионы и истошно-желтые адонисы. Каменистые сухие русла, заросшие похожей на злак песчанкой, перекати-полем и памирским лимониумом. Извилистые ручьи, берега которых затянул ультрамодный в Европе, крайне зимостойкий Курильский бамбук. Минимализм и экологизм - в моде, и наши континентальные ландшафты вдруг выходят на передовую садового авангарда. А ведь эти красивейшие растения - национальное достояние российской флоры, которое скорее можно увидеть в коллекциях прижимистых голландцев, чем на дачах наших богатых патриотов.
Сейчас садоводство – самое дорогое хобби в мире. И недалек тот день, когда российские дизайнеры поднимут планку творчества на такую высоту, что смогут диктовать модные тенденции на общемировом ландшафтном поле.
Елена Беляева