Выбор системы управления складом: отечественная или импортная?
На рынке систем управления складом представлено более одной системы управления ( в мире насчитывается порядка 300 систем управления складом, а в России представлено 10, в лучшем случае, 15 систем). Такое относительное изобилие предложений предполагает необходимость выбора.
В данной заметке мы попытаемся рассмотреть вопросы, на которые следует обратить внимание при выборе систем управления складом, чтобы Ваше решение было осознанным.
Разнообразие и специализация систем управления складом
Системы управления могут быть как узко специализированными, так и универсальными. Например, система может быть предназначена только для эксплуатации в порту, или контейнерном терминале, или на складе ответственного хранения.
Из-за разнообразия и сложности логистических процессов основная масса систем является узкоспециализированными. В лучшем случае такая система может иметь ряд взаимозаменяемых жестко настроенных узкоспециализированных модулей. С одной стороны это не так существенно для узкоспециализированного склада, но с другой это косвенный признак того, что система не обладает гибкой настройкой.
Качество продукта
Понятие “качество продукта” включает в себя несколько составляющих. Во первых, система управления не должна содержать ошибок как реализации, которые потенциально могут быть исправлены, так и идеологических, не поддающихся исправлению. Функциональные возможности системы должны соответствовать требованиям складского предприятия по организации бизнес-процессов (это не означает, что система должна быть полнофункциональной и иметь избыточный функционал для данного предприятия). Эргономичность продукта подразумевает для программного обеспечения удобный дружелюбный интуитивно понятный интерфейс пользователя, имеющий защиту от ошибок.
Российская специфика
На сегодняшний день законодательство России, система налогообложения и бухгалтерская отчетность не совпадают с международными. Российская специфика полностью учитывается в отечественных системах и только в тех зарубежных, которые специально локализуются для России (локализация – это не только перевод системы на русский язык, но и настройка на законодательство).
Настройка на бизнес-процессы
Под этим понимается возможность перенастройки системы управления. Такое преимущество системы не зависит от места происхождения системы, а определяется той математической моделью или концепцией, которая заложена в систему. Условно, может быть два подхода:
• для перенастройки системы требуется произвести перепрограммирование
• настройка на бизнес-процессы задается на уровне описаний свойств объектов, с которыми оперирует система.
Второй подход более предпочтителен для системы управления, т.к. позволяет безболезненно перенастраивать систему без трудоемких, дорогостоящих и потенциально вносящих ошибки работ по перепрограммированию.
Проблемы роста бизнеса
Российские рынки (не только систем управления складами) являются растущими, что предъявляет к системам управления дополнительные требования: система управления должна развиваться вместе с развитием бизнеса. С одной стороны это означает, что первоначальные затраты на систему на систему должны быть минимальными. Это достигается за счет постепенного наращивания функциональных возможностей системы управления складом, использующейся на работающем складе. В нашей практике встречались случаи, когда изначально запускалась система без поддержки, например, периферийного оборудования, а по ходу функционирования предприятия происходило подключение и терминалов сбора данных, и режимов управления комиссионированием, биллинга. Или другой пример: складской комплекс начинал работать в режиме торгового склада, а со временем переходил в режим ответственного хранения.
Стоимость систем
Стоимость системы управления можно разделить на две составляющие: первоначальная стоимость системы и стоимость владения.
По сложившейся традиции цена отечественных систем значительно уступает в цене зарубежным. Стоимости могут различаться от 2-3 до 10-20 раз. Стоимость владения – то, во что Вам обойдется поддержание работоспособности системы и ее актуальности (соответствие постоянно изменяющемуся законодательству). Стоимость владения в значительной степени определяется стоимостью технической поддержки со стороны поставщика системы, которая часто напрямую связана с первоначальной стоимостью или со стоимостью.
Интегральная оценка
Общий критерий оценки системы управления – соотношение “цена–качество”, при тех ограничениях, что система должна отвечать необходимым функциональным требованиям. Кроме того, необходимо учесть, что любая система будет настраиваться российскими консультантами или программистами.
Автор: Борис Меламедов, компания "Адалиус"