Boutique — отель третьего тысячелетия
Классические европейские отели существуют более двухсот лет. За это время гостиничный сервис вырос в серьезную бизнес-индустрию со своими правилами, известными любому постояльцу. Запросы клиентов учитываются до мелочей, работа с клиентами в крупных международных сетевых отелях отлажена до совершенства.
Привычное представление о гостиничном сервисе как таковом практически полностью меняет дизайнерский отель, или бутиковый. Классические отели существуют для того, чтобы удовлетворять клиента. Дизайнерские — чтобы удивлять и восхищать.
Бутиковые гостиницы — абсолютно американский продукт, возникший в конце XX века с легкой руки американского девелопера Иэна Шрегера (Ian Schrager), который в 1984 году смог сделать из старого маленького нью-йоркского отеля Morgans нечто особенное. Прошло немногим более двух десятилетий, с тех пор как Иэн Шрегер впервые сформулировал концепцию дизайнерского отеля, и теперь уже отели boutique есть в основных крупнейших деловых центрах планеты, таких как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Сидней, Лос-Анджелес. В громадных мегаполисах, где жизнь кипит 24 часа в сутки, это оазисы покоя и комфорта.
«Дизайнерские отели — это в основном отели boutique, — рассказывает старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко. — Такие отели в отличие от классических ориентированы на особую публику. Количество номеров в бутик-отелях, как правило, меньше 100, что является залогом персонального сервиса и самого пристального внимания к мелочам».
«Основное отличие такого отеля — это его нестандартность», — подтверждает Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию индустрии гостеприимства CB Richard Ellis Noble Gibbons. По аналогии с небольшими магазинчиками, где продаются вещи от известных дизайнеров, эти гостиницы тоже получили наименование «бутик-отели». От скучного однообразия брендовых отелей их отличают творческие идеи и интересные нестандартные решения, реализованные в дизайне помещений, а также стиль обслуживания. Существует даже шутка, что отель не является бутиковым, если за стойкой регистрации не стоят модели, которые вместо привычных телефонов пользуются наушником.
Какой бы концепт ни предпочли постояльцы — основанный на философии дзен, экологический, футуристический, индустриальный, морской, в японском или египетском стиле, а может, черно-белой фотографии, — в дизайнерском отеле обязательно есть яркая идея. Индивидуальный декор в каждом гостиничном номере.
Как считает Елена Гурьянова, руководитель PR-департамента компании «Русские отели», в дизайн привносится живая атмосфера жилища, что придает особенный уют «обжитого» пространства. И именно в бутик-отелях присутствует домашняя обстановка, а не холодная уравновешенность и трафаретность интерьеров стандартных номеров, например, сетевых гостиниц.
По мнению генерального директора Hotel Consulting and Development Group Александра Лесника, рождение и развитие такой концепции гостиничных услуг прежде всего связано с перегревом иностранных рынков предложением и желанием выделиться на общем фоне.
«Бутик-отель имеет совершенно другой угол обзора, — продолжает Марина Усенко. — Вопреки сложившемуся мнению это не влияет на функциональное назначение бутик-отеля. В такой гостинице может не быть простора, однако вестибюль гостиницы может быть модным «местом встречи», «гостиной», где встречаются известные люди и просто модники. Например, в Америке и Западной Европе в бутик-отели перестраивают старые гостиницы, которые нельзя радикально видоизменить. Основная идея такого проекта — создание особой атмосферы, легкий шарм и шик новомодного продукта».
К сожалению, отмечает Станислав Ивашкевич, бывает так, что дизайнерские изыски отрицательно сказываются на функциональных качествах отеля, и это большое технологическое упущение. В первую очередь отель должен быть комфортным, а уж потом дизайнерским.
«Недавно я жил в отеле Kube Hotel в Париже, в котором для входа в номера используются биометрические технологии, а электричество в санузле загорается с помощью фотоэлемента, — рассказывает Илья Шершнев, директор по развитию компании Swiss Realty Group. — Так вот однажды я испытал большие сложности с включением света. Этот пример иллюстрирует скорее недоработки хорошей идеи. Дизайнерский отель должен быть наиболее продуманным, именно в этом и заключается задача профессионального дизайнера».
По мнению Александра Лесника, архитектурные и дизайнерские идеи зачастую напрямую связаны с экономикой отеля. Обычно в такого рода заведениях высока доля площадей для общественного использования, не приносящих прибыль.
Бутик-отель — новое явление на рынке гостиничных услуг, однако нельзя назвать его просто данью моде. Мода изменчива, а весь современный маркетинг ориентирован на персонификацию каждого предложения и индивидуальную работу с потребителем, требования которого только возрастают. Поэтому новый формат среди всевозможных предложений рассматривается специалистами как следующий шаг в развитии отрасли в целом.
Илья Шершнев, поклонник дизайнерских отелей, пропагандирует эту культуру не только с точки зрения потребителя, но и в качестве консультанта и девелопера. По его словам, в компании Swiss Realty Group сейчас разрабатывается несколько проектов отелей boutique в Москве. «Я уверен, — говорит Илья Шершнев, что дизайнерские отели не столько дань моде, сколько холодный расчет. Хорошо продуманный проект небольшой гостиницы, до 70 номеров, в удачном месте позволяет девелоперу создать добавочную стоимость не столько за счет дорогих интересных решений, сколько за счет креативных идей».
Вложения в такого рода объекты, по мнению Александра Лесника, на несколько порядков превышают средние по рынку затраты на строительство отелей. Вполне естественно, что инвестор стремится компенсировать свои вложения более высокими ценами на услуги в таких гостиницах, зачастую в несколько раз отличающимися от стандартного предложения.
В России можно назвать только два проекта, соответствующие концепции бутик-отеля — это Golden Apple в Москве и Grand Hotel&SPA Rodina в Сочи.
Как рассказала Guide to Property Елена Гурьянова, управлением Grand Hotel&SPA Rodina занимается ведущий международный гостиничный оператор Stein Group, специализирующийся именно на бутик-отелях. Декор номеров и дизайн мебели Grand Hotel&SPA Rodina выполнены Сюзанном Лохье и Патриком Брюгманом, придворными декораторами королевы Нидерландов и единственными дизайнерами Бенилюкса, которые имеют право на реставрацию и воссоздание объектов, представляющих историческое и культурное наследие Европы, а теперь и России. Golden Apple управляет российская команда. Автор Golden Apple — российское дизайн-бюро.
Количество номеров в сочинском отеле в два раза меньше, чем в Москве, притом что в Сочи есть великолепная парковая территория отеля площадью 15 га — непозволительная роскошь для Москвы. Таким образом, Grand Hotel&SPA Rodina — абсолютно камерное клубное заведение, рассчитанное на богатых людей, в то время как Golden Apple позиционируется как открытый для каждого клиента отель. «Самое важное отличие заключается в том, что Golden Apple — это бизнес-отель, а Grand Hotel&SPA Rodina имеет курортную направленность — с собственным пляжем и SPA-комплексом», — пояснила Елена Гурьянова, добавив, что, несмотря на то что Grand Hotel&SPA Rodina и Golden Apple очень разные, их объединяет концепция бутик-отеля.
Опыт работы сочинского Grand Hotel&SPA Rodina показывает, что спрос на сервис такого класса на рынке уже сформирован и пока не удовлетворен. «Безусловно, нет необходимости в таких объектах в каждом российском городе, но в обеих столицах и курортных городах испытывается явный недостаток гостиниц бутик-формата», — резюмирует Елена Гурьянова.
По мнению экспертов, в ближайшие десять лет число отелей boutique увеличится втрое — прямо пропорционально их популярности в мире. Модные клиенты и богатые искушенные путешественники получат истинное наслаждение, поселившись на некоторое время в дизайнерских отелях третьего тысячелетия.