Интернет оставит риэлтеров без работы
Правильно сориентироваться на постоянно растущем рынке жилья с множеством всевозможных предложений и осуществить сделку купли-продажи по закону, согласно установленному порядку, без профессионалов практически невозможно. Риэлтерский бизнес – нелегкий труд. Работа с продавцами, покупателями и их доверенными лицами, подбор подходящих вариантов и решение вопроса стоимости, оформление документов в многочисленных инстанциях – все это требует внимания и времени.
В этом году в США появились два новых Интернет-сайта, способных существенно изменить ситуацию в торговле недвижимостью. Так, сайт Zillow предлагает просмотр снимков домов и окрестностей с высоты птичьего полета, примерную оценку зданий и информацию об истории подобных сделок, динамике цен. «Мы уверены, что вам не понадобится диплом по компьютерным наукам или лицензия на работу с недвижимостью, чтобы узнать, сколько стоит тот или иной дом», – заявляют создатели сайта. Второй сайт, Redfin, позволяет автоматизировать большую часть работы с документами, что приводит к существенному сокращению комиссионных за сделку по продаже недвижимости. Таким образом, программы могут выполнять задачи, которые являются первостепенными для риэлтерской деятельности.
В связи с этим большинство посредников на американском рынке недвижимости обеспокоены появлением возможного конкурента в лице «он-лайнового риэлтера». О популярности такой автоматизированной услуги говорит тот факт, что только за первые 7 часов работы Zillow принял более 300 тыс. запросов, а всего лишь за первый квартал своего существования вышел на четвертое место по посещаемости.
Ожидать ли скорого появления подобных баз данных в Рунете, и кого в них видят наши риэлтеры: помощников или конкурентов?
«Функции риэлтера в Америке и России существенно различаются, – рассказывает Guide to Property Денис Колокольников, генеральный директор компании Russian Research Group (RRG). – За океаном основная задача риэлтера – найти подходящий объект для своего клиента или покупателя, готового приобрести недвижимость клиента. А всем последующим оформлением сделки занимаются адвокаты. В нашей стране дело обстоит иначе. Многие покупатели жилья и сегодня сами находят подходящий вариант, а к риэлтеру обращаются, чтобы оформить сделку и – главное! – проверить «юридическую чистоту квартиры».
«Документооборот по сделкам с жильем в нашей стране юридически очень сложен и запутан, а оформление бумаг – процесс длительный. Если собственными силами оформлять сделку, то она растягивается минимум на 2–3 месяца, а на растущем рынке, когда квартиры уходят буквально за несколько дней, такое промедление равносильно отказу от сделки», – продолжает тему Елена Земцова, исполнительный директор компании Delta Estate.
По мнению Елены Земцовой, для появления автоматизированной услуги необходимо сначала поменять законы и ведомственные инструкции, которые регулируют рынок недвижимости. В противном случае такие системы останутся для нас только экзотикой. Как отмечает Сергей Лядов, пресс-секретарь девелоперской компании «Сити-ХХI век», на данный момент государственные организации, от которых зависит регистрация сделок, по техническим причинам не готовы к автоматизации работы.
Многие российские риэлтеры, однако, были бы рады доверить поиск и аналитику своим «он-лайновым коллегам». По словам Татьяны Ван Грааф Айланд, PR-менеджера компании «Сесежар», подобные автоматизированные услуги – это техническое подспорье, своего рода первичный уровень, когда есть информационное пространство, по которому легко и удобно передвигаться. «Технический прогресс не стоит на месте, и если что-то можно унифицировать, конечно же, это произойдет», – говорит Татьяна Ван Грааф Айланд.
С ней соглашается и Денис Колокольников: «Безусловно, автоматизированный подбор подходящих квартир значительно упростил бы работу риэлтера. И не только потому, что компьютер справляется с большим объемом данных лучше, чем человек. Дело еще и в конкретизации потребностей клиента, а также в реальности его запросов. Наверное, каждому риэлтеру знакома ситуация, когда его заказчик не может четко сформулировать свои требования к объекту недвижимости. Или риэлтеру приходится долго убеждать своего клиента, что желаемого варианта «не существует в природе». При электронном подборе человек сам может увидеть «что почем», а риэлтер, в случае необходимости, поможет ему скорректировать запрос».
Конечно, в России пока не существует общей базы данных, подобной Zillow, но удобные, многофункциональные интерактивные сервисы уже представлены на сайтах многих риэлтерских компаний. Здесь можно увидеть поэтажный план дома, подробную планировку каждой квартиры, панораму, открывающуюся из окон. «Посещая он-лайн ресурсы по недвижимости, потенциальный покупатель за считанные минуты получает информацию, необходимую для принятия столь жизненно важного решения как приобретение квартиры. Статистика нашей компании показывает, что 70% покупателей при выборе квартиры изучают Интернет», – пояснил G2P Сергей Лядов.
Российские риэлтеры не видят в развитии возможностей Интернета угрозу своей деятельности. «Далеко не все люди в нашей стране готовы пользоваться Интернет-услугами, другой менталитет. Даже заказ бытовой техники он-лайн часто воспринимается насторожено – и не без оснований. Что уж говорить о покупке квартиры, на которую многие копят всю жизнь», – отмечает Денис Колокольников.
Того же мнения придерживается Надежда Архипова, руководитель отдела PR и рекламы группы компаний «КРТ»: «Пока средний российский обыватель крайне осторожно относится к компаниям, занимающимся предоставлением услуг в Интернете. В его понимании они мошенники, которые в любой момент могут испариться. Если бы я планировала приобретение недвижимости, то не представляю, как доверила бы поиск квартиры автоматизированной системе. А если произойдет сбой и случится накладка с документами, то с кого мне потом спрашивать? Где искать ошибку? Все-таки покупка недвижимости – крайне ответственный шаг. Профессиональный юрист или высококвалифицированный риэлтер должен клиента провести по сделке от начала и до конца».
«Если говорить о перспективах покупки квартир «удаленно», то с трудом представляю, как можно выбирать квартиру, ограничиваясь виртуальным просмотром, –комментирует ситуацию Алексей Шленов, директор департамента вторичной недвижимости компании «МИЭЛЬ-Недвижимость». – Мы применяем подобные технологии, особенно для презентации загородных объектов. Но окончательное решение принимается покупателем только после личного визита на объект. Люди выбирают недвижимость, руководствуясь не сухими техническим характеристикам, а в большей мере психологическими факторами».
Кроме того, как отмечает Алексей Шленов, большинство сделок альтернативны и автоматизировать все сложности, возникающие при такого рода операциях, невозможно. Договориться об условиях с покупателем, найти квартиру, договориться с продавцом и удовлетворить запросы всех – пока непосильная задача для информационных технологий. Поэтому российские риэлтеры могут спать спокойно, большинство россиян, желающих совершить те или иные операции с недвижимостью, в обозримом будущем будут по-прежнему обращаться к профессионалам рынка риэлтерских услуг.