Подмосковные дачи спускаются на воду
Суда типа «плавучий дом» практически не представлены в акваториях нашей страны, хотя хорошо известны в мире. А ведь хаусбот выгодно отличается от яхты или катера тем, что он гораздо просторнее, комфортнее, не зависит от погодных условий, что дает возможность в нашей полосе расширить «границы» лета. В России уже существуют фирмы, занимающиеся поставкой зарубежных хаусботов, а на прошедшем в конце сентября «“Салоне яхт и катеров — 2006» в «Крокус-Экспо» были представлены уже и отечественные проекты плавучих домов. О намерении заняться производством хаусботов, в частности, заявили компании «ДМЗ-Камов» (бывший Дубненский машиностроительный завод) и «Фрам» (предприятие в Дубовском районе Волгоградской области).
Пока предложение в данном сегменте незначительно, однако, по мнению некоторых экспертов, в дальнейшем хаусботы в России смогут даже составить конкуренцию загородным виллам.
«Хаусбот – это устойчивое понятие, которое принято на Западе, оно обозначает небольшие яхты с 2–3 спальнями, которые передвигаются по воде, но имеют ограничения по скорости», – рассказывает Guide to Property Владимир Яхонтов, заместитель директора Управления загородной недвижимости компании «Миэль-Недвижимость». По мнению Владимира Яхонтова, теоретически подмосковный загородный рынок готов к появлению так называемых плавучих дач. «Только в нашем случае под этим понятием, скорее всего, следует понимать не хаусботы, а дебаркадеры, которые ставятся на прикол у берега. Их можно было бы разместить на водохранилищах Подмосковья. В настоящее время в Московской области ничего подобного нет», – дополняет Владимир Яхонтов.
Как отмечает руководитель департамента загородной недвижимости компании Blackwood Мария Литинецкая, идея строительства жилья на воде в принципе не нова. Во многих странах ее реализуют по-своему: строят дома на сваях, приспосабливают под жилье баржи или просто намывают песчаные холмы для строительства коттеджей на берегу. «Однако в России существует несколько факторов, в связи с которыми у нас не строят домов на воде. Во-первых, это обусловлено особенностями российского климата. В нашей стране слишком короткие сроки навигации – с апреля по октябрь, а в остальное время все водоемы покрыты льдом. Периодически при разработке проектов архитекторы выдвигали идею использовать водную гладь в качестве объекта застройки, но от них пришлось отказаться, так как из-за своих физических свойств расширяться при нагревании и сужаться при охлаждении вода негативно влияла бы на фундамент сооружения. Чтобы избежать подобного воздействия, они должны быть транспортабельны. Однако в любом случае их передвижение и хранение вызвало бы дополнительные расходы», – пояснила G2P Мария Литинецкая.
«Кроме того, у нас слишком жесткая нормативная база, касающаяся сооружений вблизи воды. Уже существующие рестораны на воде рассматриваются лишь как временные сооружения сезонного типа. Жилые строения нельзя отнести к этой категории, поэтому по закону строить дома на воде нельзя. Ведь даже заправочная станция для яхт может располагаться лишь за пределами 150-метровой водоохраной зоны. Многие владельцы обходят данное условие, строя подвижные станции, которые не считаются капитальными строениями», – рассказывает Мария Литинецкая.
Как сообщил G2P пресс-секретарь Росприроднадзора Евгений Снегирев, в настоящее время для эксплуатации хаусботов требуется лицензия на водопользование и договор пользования водным объектом. Также должен быть заключен договор, предоставляющий право причаливания к используемым причальным сооружениям, а в межнавигационный период – договор на зимний отстой плавсредства в официально оформленных местах зимнего отстоя.
Однако с вступлением в действие нового Водного кодекса владельцам хаусботов не потребуется документ, предоставляющий право пользования водным объектом для целей судоходства. Для размещения причалов владельцам причальных средств понадобится решение на право пользования водным объектом, которое будет приниматься органом, в чьей собственности находится водный объект (федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Для причаливания владельцам хаусботов потребуется договор с владельцем причального сооружения. В межнавигационный период владельцам хаусботов также нужен договор на зимний отстой плавсредства в официально оформленных местах.
«Проблемы, с которыми неизбежно столкнется желающий приобрести «плавучую дачу», это в первую очередь, проведение коммуникаций – электричества, воды, канализации. У нас очень мало, практически нет стоянок для плавсредств, кроме того, карты прибрежной линии делались достаточно давно и уже устарели – есть вероятность сесть на мель», – предупреждает Владимир Яхонтов.
Как рассказала G2P Мария Литинецкая, системы жизнеобеспечения «дома на воде» могут быть спроектированы как для полностью автономной работы (с монтажом резервуаров для запаса питьевой воды, топлива, сбора сточных вод и установкой судовой электростанции), так и с расчетом на привязку к береговым коммуникациям (электричество, центральное водоснабжение, сточный коллектор). «В целом, дом на воде – это сложнейшее инженерное сооружение, в котором соединены воедино красота, монументальность и комфорт жилого дома с прочностью, устойчивостью, непотопляемостью, автономностью плавания (стоянки без подвода внешних коммуникаций) и функциональностью пассажирского судна. И, как любое судно, дом на воде требует особого внимания и подготовки персонала в процессе его эксплуатации и обеспечения надежной швартовки», – замечает Мария Литинецкая.
«Сейчас плавучие дачи – лишь интересная забава и «странность» некоторых любителей водного отдыха, – считает аналитик корпорации «Инком-Недвижимость» Иван Воробьев. – В подмосковном климате жизнь на хаусботе возможна не более 6 месяцев в году, поэтому выкладывать от 300 тыс. до 1 млн. долларов за подобный проект пока готовы очень немногие. Прибавьте сюда расходы на покупку эллинга, членство в клубе, получение прав и лицензий, и станет понятно – говорить о хаусботах как о реальном конкуренте загородной недвижимости в Московском регионе преждевременно». Поскольку нет оснований полагать, что в ближайшем будущем в Подмосковье появится большое количество плавучих дач, то, по мнению Ивана Воробьева, размещение и обслуживание хаусботов вполне по силам многочисленным яхт-клубам – к примеру, Дмитровского направления.
«Дома на воде могут возникать лишь там, где есть соответствующий климат и нет законодательных ограничений», – считает Мария Литинецкая. Она приводит в пример наличие большого количества плавучих домов в Нидерландах, но это вынужденное положение, поскольку более четверти территории страны расположено ниже уровня моря. По словам Марии Литинецкой, в Голландии есть два вида домов на воде. Это переоборудованные под жилье лодки (баржи) и плавучие дома, построенные по последнему слову техники. К плюсам подобных строений можно отнести то, что фундамент – полые бетонные понтоны – может подниматься при наводнении. Здесь даже была запущена первая партия серийных плавучих домов с целью решения проблемы нехватки земли для жилищного строительства. Изготовленные из алюминия и легких, но прочных пород дерева сооружения ставятся на плавучую платформу, которую можно перемещать с места на место с помощью лодки.
Однако для России это пока не более чем экзотика. «Состоятельный покупатель предпочтет видеть себя передвигающимся по воде скорее на яхте, нежели на барже, а это явно не в пользу хаусботов...», – пояснили G2P в корпорации «Инком-Недвижимость».
«Около четырех лет я прожил в Австралии на Голд Кост, где круглый год тепло, а вопрос газификации, электрификации и водоснабжения плавучих домов решен самым благоприятным образом, – рассказывает G2P Андрей Носов, директор Управления загородной недвижимостью «Новая Рига» Агентства недвижимости DOKI. – Так вот при всех этих удобствах на хаусботах жили единицы, а во всем туристическом центре, каким является Голд Кост, в аренду предлагалось порядка 15 плавучих домов. Поэтому я не думаю, что в России, где летний сезон длится не более трех месяцев в году, хаусботы могут составить конкуренцию загородным домам».
С тем, что реальной альтернативой загородным домам «плавучие дачи» стать не могут, соглашается и Владимир Яхонтов – у нас нет такого количества водоемов, которое сделало бы это возможным, практически отсутствуют стоянки, а там, где они есть, нет дорог, по которым можно добираться от «плавучей дачи» до города. «В ближайшие десятилетия перспектив у этого сегмента в Подмосковье нет», – уверен Владимир Яхонтов.