Приватизация аэропортов поднимет престиж России
«Переходные периоды» в экономике коснулись всех областей нашей жизни, в том числе и таких стратегически важных как авиация. Эксперты утверждают, что в результате недофинансирования разветвленная сеть авиапортов нашей страны оказалась под угрозой вымирания. Еще в 1999 году проведенная инвентаризация показала, что основных средств на аэродромах почти не осталось, а изношенность оборудования очень велика.
На данный момент итог недовложения средств таков: 70% аэродромов не реконструировалось, 20% из них требуют срочного ремонта. Всего 40% (менее половины) оснащено необходимым светосигнальным оборудованием, и 14% уже требует замены. Нахождение аэропортов в госсобственности не позволяло привлекать частные инвестиции в их дальнейшее развитие. В связи с этим было принято решение о передачи ряда аэропортов частным владельцам – в госсобственности при этом остаются только взлетно-посадочные полосы и светосигнальное оборудование.
Очередным шагом в этом направлении стала продажа аэропорта Сочи, находящегося в Адлерском районе Краснодарского края, – осенью он был приватизирован «Русско-Азиатской Инвестиционной компанией» (РАИНКО). По плану приватизации этот аэропорт должен был быть акционирован до конца 2004 года, но из-за финансовых проверок и затянувшейся инвентаризации продажа аэропорта стала возможна только сейчас.
Сочинский аэропорт был открыт 23 ноября 1945 года. В настоящее время аэропорт имеет 2 искусственные взлетно-посадочные полосы, сеть рулежных дорожек общей протяженностью более 4,3 тыс. м при ширине 40,5 м, перрон и места стоянок общей площадью 218 тыс. кв. м – аэровокзальный комплекс пропускной способностью 750 пассажиров в час. По данным Южного территориального управления воздушного транспорта, в настоящее время Сочинский аэропорт занимает 5-е место в России по объемам внутренних перевозок.
Наряду с РАИНКО среди претендентов на покупку также называли компанию «Ренова», аэропорт «Внуково» и авиакомпанию «Аэрофлот».
«У нас были достойные конкуренты. Но для компании РАИНКО приобретение «Аэропорта Сочи» имело важное значение и является логичным этапом реализации стратегии компании в Краснодарском крае», – рассказал Guide to Property Станислав Карабут, генеральный директор РАИНКО. По его словам, аэропорт Сочи – весьма интересный актив с инвестиционной точки зрения. Кроме того, еще одной из благоприятных тенденций в управлении аэропортом Сочи является непосредственная близость ведущих авиаперевозчиков Кубани друг к другу.
В числе возможных претендентов на покупку аэропорта Сочи предполагали и компанию «Ист Лайн», однако в самой компании эти слухи опровергли. «Группа «Ист Лайн», управляющая компания аэропорта «Домодедово», сосредоточена исключительно на развитии Международного аэропорта «Домодедово» и не рассматривает на сегодняшний момент покупку каких-либо других бизнесов», – заверила G2P Светлана Фуфаева, начальник отдела по работе с российскими СМИ группы «Ист Лайн».
Аналитиками указывались различные оценки стоимости аэропорта, недавно отметившего свое 60-летие и имеющего огромный незавершенный долгострой – аэровокзал, строительство которого началось еще в конце 80-х годов. Как рассказал G2P Станислав Карабут, до недавнего времени аэропорт Сочи представлял весьма печальное зрелище. Новый аэровокзальный комплекс начали возводить еще в 1988 году, а в 1996 году работы были прекращены из-за отсутствия денег. «Теперь же недостроенное трехэтажное здание площадью 57 тыс. кв. м, расположенное неподалеку от действующего аэропорта, может стать крупнейшим в России терминалом, и это будет аэровокзальный комплекс, не уступающий лучшим аэропортам мира», – делится планами Станислав Карабут.
«Поскольку «вратами» любой страны являются ее аэропорты, то компания РАИНКО планирует выделить значительные средства на реконструкцию аэропорта в Сочи», – продолжает Станислав Карабут. По его словам, аэропорт Сочи по первоначальной оценке потребует где-то 100 млн. долларов инвестиций. Наряду с продолжением строительства аэровокзала сейчас проводится реконструкция взлетно-посадочных полос и перрона. «Планируемые финансовые вложения в производственные ресурсы и оборудование позволят укрепить международный статус аэропорта Сочи и повысят шансы города на проведение Олимпиады 2014 года», – считает Станислав Карабут.
По оценкам специалистов РАИНКО, в случае проведения в Сочи зимней Олимпиады 2014 года пассажиропоток аэропорта может составить до 7 млн. человек (для сравнения, в прошлом году услугами аэропорта воспользовались 1,2 млн. пассажиров). Однако даже если решение о проведении Олимпиады будет принято не в пользу Сочи, в среднем пассажиропоток аэропорта, обслуживающего огромный курортный регион от Туапсе до границ с Грузией, должен вырасти до 4 млн пассажиров в год.
Станислав Карабут называет Сочинский аэропорт одним из важных транспортных объектов, как для Кубани, так и для России в целом. Компания РАИНКО планирует обеспечить предприятию большой приток производственных ресурсов, оборудования и административных потоков, направленных на развитие и укрепление статуса аэропорта Сочи. После модернизации аэропорту добавится мощностей в плане развития всей аэропортовой структуры в целом. По словам Станислава Карабута, «появление в регионе мощного международного авиапредприятия позволит укрепить статус России на высшем уровне и создать позитивный облик государства в мировом масштабе».
Тем временем многим российским аэропортам еще только предстоит перейти в частные руки. В план приватизации государственного имущества на 2007 год вошли, например, аэропорты Салехарда и Уфы. Остается надеяться, что, даже при отсутствии блестящих перспектив, их развитие тоже вызовет энтузиазм у инвесторов.