Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Жилая |Новогодняя спячка рынка недвижимости кончилась
31,87.Кб

Россия | 25 января 2007 | Недвижимость G2P Daily Управление

Новогодняя спячка рынка недвижимости кончилась

Время между «новым» и «старым» Новым годом уже много лет считается в нашей стране периодом длительных выходных и затишья во многих сферах бизнеса. Однако в преддверии наступившего года мы все узнали, что, например, Газпром в ночь с 31 декабря на 1 января не дремлет и не празднует Новый год, а утрясает стратегические вопросы с Белоруссией. Как же в новогодние праздники обстоят дела на рынке недвижимости?

По словам опрошенных Guide to Property экспертов, большинство компаний уходит в это время на новогодние каникулы. «Подавляющее большинство компаний не работают, работать в этот период практически не с чем. Руководящий состав обычно выходит на работу только с 15 января», – сообщил G2P Рубен Алчуджян, управляющий директор компании Praedium. «80–90% потенциальных покупателей в зимние каникулы вообще покидают Москву, поэтому риэлтерские компании, повинуясь общей тенденции, позволяют себе взять небольшой тайм-аут», – добавляет Елена Земцова, исполнительный директор компании Delta Estate. По ее мнению, рынок в зимние каникулы пассивен, как никогда. Уже в середине декабря ощущается заметный спад покупательского интереса. Люди начинаю строить планы совсем другого характера – как и где максимально комфортно провести праздники и отпуск. Это единственный период, когда рынок недвижимости «отдыхает». Максимум, что на нем происходит – теоретическое изучение покупателями рынка.

Закрытию риэлтерских компаний на длительные каникулы есть и другие причины. Как пояснила G2P Ольга Побединская, директор по маркетингу Бюро Недвижимости «Агент 002», операции на рынке жилой недвижимости затрагивают не только покупателя и продавца. Это еще как минимум два агента, два юриста, нотариус, банк и чиновник регистрационной службы. При сделках альтернативы цепочка еще более усложняется. И в обычные рабочие дни график работы участников сделки согласовать непросто, а в дни общенациональных праздников это становится практически невозможно – никто не работает. Именно поэтому рынок жилья замирает в период новогодних и майских праздников. «Если какая-то компания пожелает отметиться трудовыми подвигами в период каникул и выйдет на работу, скорее всего, она будет работать сама с собой. Контрагенты будут в отпусках, а бизнес-процесс фирм на рынке заключается в активном сотрудничестве именно с контрагентами», – считает Ольга Побединская.

Но, несмотря на закрытые офисы, период новогодних каникул нельзя назвать совершенно «мертвым». Режим работы компании во многом зависит от направления ее деятельности. По словам Ольги Побединской, для специфических сделок на рынке нет препятствий. Производится выкуп квартир, срочная продажа и частично аренда жилья. Эти небольшие сегменты рынка работают без выходных, хотя на период праздников и их обороты существенно падают.

По мнению Елены Киселевой, ведущего эксперта департамента элитной недвижимости компании Sesegar Group, работа в этот период была бы очень выгодна для бизнеса, так как в Москве много приезжих гостей из регионов и иностранных граждан – люди присматривают объекты и планируют их дальнейшее приобретение, это хорошее время для наработки клиентской базы. В некоторых крупных агентствах есть сотрудники, работающие в этот период, осуществляются показы и планируются дальнейшие контакты с покупателями.

«Компания высокого профессионального уровня всегда находится на связи со своими клиентами независимо от праздников и каникул. Мобильные телефоны наших брокеров всегда доступны. Покупатели дорогой недвижимости – занятые люди. Поэтому мы работаем тогда, когда удобно им, и стараемся организовывать просмотр объектов в соответствии с их графиком», – рассказывает G2P руководитель отдела городской недвижимости агентства элитной недвижимости компании Tweed Алена Бригаднова.

Удобным временем для сбора и изучения информации о существующих предложениях считает период новогодних праздников и пресс-секретарь девелоперской компании «Сити-XXI век» Сергей Лядов. «Клиенты звонят в офис и приезжают на стройплощадки. И компания должна быть готова предоставить сведения, которые интересуют потенциальных покупателей. Поэтому в новогодние дни наши менеджеры по продажам работают как в офисе, так и на объектах», – говорит Сергей Лядов.

О своей работе в праздничные дни рассказали G2P и в Агентстве недвижимости DOKI: «Локальные офисы нашего агентства работали в праздничные дни, и в этом нет ничего необычного, поскольку наша компания работает семь дней в неделю. Такая схема была выработана для максимального удобства наших клиентов. Выгоду от продленного рабочего графика мы ожидаем получить в ближайшем будущем за счет дополнительного притока клиентов в вечернее время по будням и в выходные дни», – сообщили G2P в Агентстве.

Длительность новогодних каникул также часто зависит от рода деятельности компании и, естественно, определяется решениями ее руководства. Как сообщила G2P Элина Занина, заместитель директора Управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании «Миэль-Недвижимость», в этом году рынок недвижимости «просыпался» несколько дольше, чем в предыдущие годы. Возможно, это становиться традицией: активный декабрь с подведением итогов года и расслабленный январь с праздниками, отдыхом после праздников и осознанием нового года, новых планов.

«В основном, участники рынка коммерческой недвижимости – это юридические лица, и каждая компания принимала свой собственный график работы на январь. Кто-то начал этот год с 9, кто-то с 11, а кто-то и с 15. «Раскачивались» все постепенно, понимая, что более активная фаза деятельности наступит после 15 января, – рассказывает G2P Элина Занина. – Наша компания приступила к работе в обычном графике уже 9 января. В связи с отсутствием активной деятельности, первые 4 рабочих дня были временем оценки событий, которые произошли в компании в 2006, подведения итогов года, а также составления планов на 2007 год». По ее мнению, эти 4 дня, с 9 по 12 января, стали неким плавным переходом от отдыха к энергичному рабочему ритму, подготовкой к началу работы с клиентами и контрагентами 15 января. Они не влияли на бизнес в целом. Следовательно, работодателю выгоднее предоставить сотрудникам это время для отдыха чем, например, неделю отпуска в феврале.

Динамика цен и спроса на недвижимость в преддверии затяжных праздников, а также после них, также зависит от вида сделок. Рубен Алчуджян отмечает, что колебания цен на коммерческую недвижимость не исчисляются днями и неделями, поэтому такие каникулы не могут вызвать серьезных изменений.

Что же касается рынка зарубежной недвижимости, то тут, как рассказала G2P Татьяна Прокофьева, менеджер по развитию бизнеса зарубежной недвижимости компании DeltaRealty, среди российских клиентов наблюдался подъем активности до января. В основном это касается тех, кто приобретает недвижимость для собственного проживания. Возможно, это связано с тем, что многие пытаются совместить новогодний отдых за рубежом с просмотром и, возможно, сразу с приобретением недвижимости.

Если говорить о нынешнем постканикулярном спросе, то в секторе зарубежной недвижимости он не так активен, как до праздников. «Однако, в среде инвесторов, вкладывающих в крупные проекты, колебаний спроса не было, и рынок в этом секторе сейчас достаточно активен», – добавляет Татьяна Прокофьева. Она напоминает, что за рубежом нет таких длительных, как в России, новогодних каникул и праздников. У них деятельность на рынке приостанавливается на время рождественских праздников (на неделю с 25 декабря), но в период российских праздников первой половины января все брокеры работают. «Наши агентства, занимающиеся зарубежной недвижимостью, не работали в это время, как и большинство российских предприятий, но это не повлияло на цены. Цена на зарубежную недвижимость зависит от других факторов: этапов строительства, спроса, экономических и политических факторов, но не от праздников и новогодних каникул», – поясняет Татьяна Прокофьева.

Ольга Побединская считает, что затяжные каникулы затормаживают рост цен. Если до каникул цены росли, то после каникул они растут, но меньшими темпами. Ежели цены падали, то после праздников они притормозят свое падение. Эту закономерность подтверждает опыт прошлых двух лет – в первые две-три недели темпы роста снижались вполовину. Этот затормаживающий эффект связан с понижением ликвидности рынка в целом.

По мнению Элины Заниной, в настоящее время рынок недвижимости стабилен и, соответственно, длительные новогодние праздники не ведут к значимому колебанию цен. Декабрь показал небольшое снижение по формату малых помещений, не затрагивая больших объектов.

Говоря о первых тенденциях наступившего года, Елена Киселева отмечает, что продавцы сейчас стараются выставить цены выше декабрьских – в среднем на 5–10%. В этом отчасти виноваты застройщики. Например, «Дон-Строй» еще в декабре предупреждал о повышений цен с января на 20%, соответственно, частные продавцы, имеющие в собственности квартиры «Дон-Строя», также стараются повысить цены. Эта тенденция наблюдается во всех сегментах рынка, и нынешний год, несмотря на некоторую стагнацию, не стал исключением. Ряд продавцов выставляют цены ниже, чем было в декабре, но это очень малая часть. На вторичном рынке цены также выставляются немного выше, чем в декабре, с учетом возможности торга.

«Традиционно после новогодних праздников происходит некоторое повышение стоимости квартир – на 1–1,5%, – соглашается и Елена Земцова. – Пока ситуация достаточно стабильная. На рынок возвращаются клиенты, которые по ряду причин отказались от сделок в прошлом году, и появляются новые, желающие приобрести недвижимость именно в начале года, не дожидаясь ощутимого изменения цен. Что будет дальше – наверное, никто не знает. Если дефицит предложений будет сохраняться, то рост цен продолжится».

По наблюдениям специалистов агентства недвижимости DOKI, обычно в новогодние каникулы рост цен замедляется, а количество предложений несколько сокращается. «Так, по нашим данным, объем предложений в праздники был в среднем на 10% меньше обычного. Что касается цен, то замедление их роста было не только сезонным, но и закономерным явлением на фоне стабилизации рынка, начавшейся осенью 2006 года после галопирующего роста цен. По нашим данным, в праздничные дни московское жилье медленно продолжало дорожать: в среднем на 3 доллара в день за квадратный метр», – рассказывает Алла Ефремова, PR-директор компании.

«Обычно количество сделок в январе несколько меньше, чем в декабре, поскольку меньше рабочих дней. О новых тенденциях по двум неделям января судить преждевременно. Мы прогнозируем, что рост цен в этом году составит около 1–2% в месяц в зависимости от класса жилья», – говорит Сергей Лядов.

По мнению практически всех опрошенных экспертов, говорить о тенденциях наступившего года пока рано. «Прошло всего несколько рабочих дней, а наш рынок не характеризуется высокой скоростью изменений, и прошедшего времени явно недостаточно для выявления тенденций», – резюмирует Алена Бригаднова.