Подмосковье дороже Сочи
По информации RBC daily, в скором времени на гостиничный рынок Подмосковья выйдет международная сеть, которая планирует взять в управление не менее пяти трехзвездочных отелей. Несмотря на то, что спрос на отдых в Подмосковье в этом году остается на уровне прошлого года, аналитики все равно говорят о перспективности строительства загородных отелей вокруг Москвы. В настоящий момент рост гостиничного хозяйства в Московском регионе сдерживается неоправданно завышенными ценами – стоимость отдыха на выходных в нем вполне сопоставима с недельной поездкой в Крым или на Кавказ, а в некоторых случаях и за рубеж. При этом высокие цены отнюдь не являются залогом хорошего качества. В этой ситуации, отмечают эксперты, сеть, которая сможет первой предложить высокий уровень сервиса при нормальном уровне цен, автоматически может стать лидером на этом рынке.
Как считают участники рынка, в настоящий момент гостиничное хозяйство Подмосковья выглядит гораздо привлекательней столичного. Хотя на московском рынке идут процессы, связанные с расширением номерного фонда, в основном речь идет о реконструкции старых гостиниц. На одном из летних заседаний правительства Москвы мэр столицы Юрий Лужков довольно резко высказался в отношении реализации программы гостиничного строительства и заявил, что возьмет ее под собственный контроль. Кстати, тогда же прозвучало высказывание о том, что окружные администрации создают программе всяческие препоны. В этом отношении Московская область представляется куда более перспективной. «В Московской области ниже цены на землю и меньше бюрократических проволочек, более высокими темпами возвращаются вложенные инвестиции, – сказала RBC daily заместитель директора компании Jones Lang La Salle Марина Усенко. – Да и правительство области заинтересовано в долгих капиталовложениях». По мнению г-жи Усенко, наиболее привлекательным представляется сегмент недорогих гостиниц. «Очевидно, что спрос на размещение в Подмосковье формируется за счет двух основных потоков – корпорантов и туристов», – прокомментировала собеседница RBC daily.
Действительно, как рассказали RBC daily в компании «РВБ-Алеан», близкий к Москве регион зачастую используют как дачный вариант или же базу для туров выходного дня. «Летний сезон в Подмосковье начинается с 10 июня, после окончания учебного года в школах, – рассказала коммерческий директор компании Ирина Савельева. – Затем наблюдается спад в конце месяца, в связи с выпускными вечерами, и спрос вновь возвращается уже до конца летних каникул. С 24–25 августа пансионаты пустеют и снова начинают заполняться с 5–7 сентября». При этом, по словам собеседницы RBC daily, цены в этом году на отдых в Подмосковье значительно не возросли – произошло только естественное их повышение на 5–10%, что на спрос никак не влияет». Как добавляет заместитель директора информационной службы по туризму «Красный телефон» Галина Поневаж, брендовые места размещения, такие как «Покровское», «Лесные дали», «Вороново», разбирают еще весной, в марте-апреле. И, что примечательно, интерес к местам размещения, где установлены цены выше среднего, остается стабильным уже в течение четырех лет.
Тем не менее участники рынка недвижимости считают, что ставки, которые заявляются подмосковными гостиницами, не совсем отвечают их уровню. Именно это, по их мнению, сдерживает развитие гостиничного сектора в Подмосковье. «В Дмитрове ко Дню города реконструируют гостиницу, которая после будет позиционироваться как отель категории 2–3 звезды», – рассказала RBC daily исполнительный директор компании Leeds Property Group Елена Флоринская. – Предполагаемые ставки составляют 60–80 долларов. Также там сейчас работает гостевой дом, качественные характеристики которого соответствуют гостинице уровня 3+ звезды, и стоимость номера в сутки там составляет на полулюкс 2800 рублей, а люкс – 4900».
Но главная претензия, которую можно предъявить подмосковным гостиницам, заключается не столько в ценах, сколько в сервисе, не сопоставимом с установленными ценами. «Сервис в большинстве своем хромает, – комментирует Ирина Савельева, – но это проблемы вообще всех российских баз. Сейчас появляются частные отели, где совсем иной подход к уровню обслуживания: там администрация заинтересована в том, чтобы клиенты к ним вернулись». Как говорят некоторые собеседники RBC daily, готовым нужно быть ко всему, причем чем дешевле размещение, тем более вероятно, что сервис может отдыхающего не устроить. Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха. Судя по отзывам некоторых отдохнувших в Подмосковье, даже в пансионатах и отелях с высокими ценами сервис может оказаться из забытого прошлого. Некоторые отели продают свои номера по вполне европейским ценам – от 100 до 500 долларов в сутки, обслуживая клиентов «по старинке». По выражению одного из отдохнувших, рваного полотенца, конечно, в таких отелях уже не подадут, но вот выговорить за то, что, по их мнению, постоялец слишком возмущается ненадлежащим сервисом, могут. При этом во время отдыха в таких «псевдоэлитных» заведениях можно столкнуться и с более серьезными проблемами, например, как собственноручно убедился корреспондент RBC daily, в яхт-клубе «Алголь», позиционирующем себя как VIP отель, в номере во время дождя протекает крыша, а администрация ограничивает решение этой проблемы предоставлением тазика.
Ситуация, складывающаяся на гостиничном рынке Подмосковья, свидетельствует о том, что многие нынешние его игроки не могут предложить разумного сочетания цены и качества услуг для своих клиентов. Поэтому выход международной гостиничной сети на российский рынок может не только кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону, но еще и сделать нового игрока рынка безусловным лидером на нем.
Анна Попова