Развитие гостиничного рынка Москвы
На начало 2008 года в Москве насчитывалось порядка 220 гостиниц, общий номерной фонд составил около 35 тыс. номеров. В настоящее время лидирующее место в структуре номерного фонда занимают гостиницы среднего класса (44%). На отели более высокого уровня (4 и 5 звезд) приходится 26% рынка. Основная часть гостиниц Москвы сконцентрирована в Центральном и Северо-Восточном округах. В совокупности на эти округа приходится около половины гостиничного фонда.
Стоимость проживания в гостиницах Москвы продолжает расти и считается одной из самых высоких в Европе (около 200 евро). На рост цен оказывают влияние такие факторы, как дефицит гостиниц всех категорий, увеличение спроса со стороны въездного и внутреннего туризма, заинтересованность инвесторов в увеличении прибыльности гостиничных объектов и отсутствие острой конкуренции.
Согласно генеральной схеме размещения гостиниц в Москве к 2010 году их общее число возрастет до 556, а количество мест составит 186473. Уже в 2008 году должны быть введены в эксплуатацию 28 гостиниц на 5263 места, тогда как за период с 2000 по 2007 год в Москве было введено в эксплуатацию всего лишь 50 гостиниц на 11530 мест.
Дальнейшее развитие гостиничного рынка во многом зависит от создания благоприятных условий для ведения бизнеса и успешного решения ряда существующих проблем. По мнению экспертов, к первоочередным вопросам, которым необходимо уделить внимание, относятся жесткие требования московского правительства к участникам проектов, высокая стоимость права аренды земельных участков и существующие сложности с их получением.
Инвестиционная привлекательность гостиничного рынка Москвы
В последние годы на московском гостиничном рынке появляется все больше интересных и перспективных проектов, к управлению которыми привлекаются как иностранные, так и российские операторы. Московские гостиницы по итогам 2007 года оказались самыми прибыльными в Европе с доходностью 140 евро с номера, обогнав такие города как Лондон (118 евро), Париж (96 евро), Амстердам (83 евро), Прага (65 евро).
Высокая доходность номеров в Москве наблюдается при относительно низких показателях средней заполняемости в течение года – 67,7% (Лондон – 84,0%, Амстердам – 82,9%, Париж – 81,2%). Туристы неохотно едут в Москву из-за высоких цен в гостиницах. В среднем номер в гостинице Лондона стоит 198 евро в сутки, в гостинице Берлина – 141 евро, тогда как в Москве – 204 евро.
Рентабельность гостиничного бизнеса в Москве оценивается экспертами в 20-25% (по некоторым данным до 30%). Средний срок окупаемости инвестиций в строительство отелей высших категорий в столице составляет 3-5 лет. У проектов эконом-класса (три звезды и ниже) срок возврата вложений капитала несколько больше, и, как следствие, инвесторы реже рассматривают возможность возводить отели, окупаемость которых достигает 5–7 лет.
Российские и иностранные инвесторы все чаще вкладывают средства именно в гостиничные проекты, несмотря на то, что самыми инвестиционно привлекательными сегментами являются офисная и торговая недвижимость.
Высокий потенциал столичного рынка привлекает все больше международных гостиничных операторов, которые стремятся укрепить уже существующие позиции либо освоить новые сегменты.