Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Жилая |Преимущество строительства микрорайонных ТЦ
59,83.Кб

Россия | 17 сентября 2008 | Недвижимость Строительство Дизайн

Преимущество строительства микрорайонных ТЦ

Столичный рынок ритейла подошел к очередному этапу своего развития. Хотя за последние несколько лет сегмент крупноформатных торговых центров приблизился к насыщению, потребность в торговых площадях по-прежнему крайне высока. Но сегодня и в среднесрочной перспективе ритейл нуждается не столько в крупноформатных, сколько в микрорайонных торговых центрах. Пока спрос в этом сегменте значительно превышает предложение, а потому новым трендом становятся инвестиционные проекты строительства микрорайонных торговых центров, считают представители компании «Миэль-Коммерческая недвижимость».

В настоящее время объем рынка крупноформатных торговых центров исчисляется миллионами квадратных метров. А совокупная площадь микрорайонных торговых центров в столице не превышает 0,5 млн кв. м. В то же время потребность в небольших ТЦ очень высока. Спрос обеспечивают многочисленные небольшие компании, часть из которых принадлежит предпринимателям без образования юридического лица. Такие компании не всегда имеют возможность арендовать помещение в большом ТЦ, поскольку его владельцы зачастую предпочитают иметь дело с сетевыми операторами, занимающими значительные площади.

Поэтому небольшие компании обращают свое внимание на микрорайонные торговые центры площадью до 5000 кв. м, где можно арендовать павильон площадью 30-50 кв. м. Так как емкость рынка микрорайонных торговых центров значительно превышает спрос, то девелоперы готовы удовлетворить эту потребность. Около 90% микрорайонных ТЦ строятся «с нуля», и лишь порядка 10% появляется в ходе реконструкции существующих зданий. Объем инвестиций в строительство микрорайонного центра площадью 5000 тыс. кв. м составляет до 15 млн. долларов, или 3000 долларов на 1 км. м. Окупаются эти инвестиции около 7 лет. Это меньше срока окупаемости крупноформатных ТЦ, который в среднем составляет 7-11 лет.

Быстрая окупаемость микрорайонных ТЦ обеспечена высоким спросом на помещения и ставками аренды. Так, если в крупноформатном ТЦ усредненная арендная ставка составляет около 1000-1500 долларов за 1 кв. м в год, то в микрорайонном ТЦ ставки достигают 2000-3000 долларов за 1 кв. м в год. Как правильно, в микрорайонном ТЦ якорным арендатором является сетевой продуктовый оператор, а остальные помещения сдаются в аренду небольшим компаниям.

По оценкам компании «Миэль-Коммерческая недвижимость», на микрорайон с населением 15 000 - 20 000 человек должен приходиться один микрорайонный ТЦ площадью 5 000 кв. м. Интерес к строительству таких центров есть у девелоперских структур, а также у дочерних строительных организаций крупных ритейлеров, таких как Х5 и «Паттерсон». Естественно, якорным арендатором в таком случае будет выступать сетевой магазин этих операторов.

Микрорайонные торговые центры обладают для инвесторов и арендаторов целым рядом преимуществ. Так, в связи с дефицитом площадок под застройку в Москве найти небольшой надел земли для строительства микрорайонного ТЦ легче, чем для возведения большого объекта. Кроме того, в небольшом ТЦ не требуется обустройства солидного паркинга, так как значительная часть покупателей будет посещать этот центр без машины – ввиду его расположения рядом с домом. Потребность в микрорайонных ТЦ обеспечивают не только существующие жилые районы, но и многочисленные новые кварталы жилой застройки в Москве и городах-спутниках. Наконец, объем инвестиций в строительство микрорайонного ТЦ меньше, а сроки окупаемости – короче.

Что касается конкуренции между микрорайонными ТЦ и их крупноформатными собратьями, то едва ли она будет острой. Ведь арендаторы в двух категориях торговых центров разные и не являются прямыми конкурентами. Так, в крупноформатных торговых центрах площади арендуют брендовые и сетевые магазины, продающие дорогую одежду известных марок, дорогие сигары, подарки или предметы интерьера. Напротив, арендаторами микрорайонных ТЦ скорее выступают магазины, товары которых находятся в другой ценовой категории. Скорее микрорайонные и крупноформатные центры удачно дополняют друг друга.

Для девелоперов строительство мирокрайонных ТЦ является новым трендом и еще одним направлением бизнеса. В компании «Миэль-Коммерческая недвижимость» прогнозируют, что в ближайшие годы объем инвестиций в этот рынок составит сотни миллионов долларов со стороны девелоперов и крупных сетевых компаний. Что касается арендаторов, что со временем такие торговые центры станут для них предпочтительнее аренды одинокого помещения в каком-либо здании. Дело в том, что для таких арендаторов важен эффект синергии, который обеспечивают микрорайонные ТЦ. Ведь потенциальный покупатель скорее пойдет не в отдельно стоящий магазин, а туда, где магазинов много.

Тенденция строительства микрорайонных центров также отвечает концепции магазинов шаговой доступности, которая была озвучена и поддерживается городскими властями. Идея состоит в том, что наличие в микрорайоне торгового центра, где можно купить все необходимое, делает жизнь в районе более комфортной. Это также отвечает тенденции социально-ориентированного девелопмента, когда компания делает акцент не просто на строительстве жилья, но также возводит необходимые объекты инфраструктуры, в том числе и торговые. Поэтому в ближайшее время интерес к строительству микрорайонных ТЦ и потребность в них будут возрастать. 

«Развитие подобных торговых объектов микрорайонного формата позволит девелоперам не только освоить еще одну важную нишу, но и реально сделать жизнь наших сограждан комфортнее действительно на уровне шаговой доступности», - резюмирует Максим Брусов, Директор департамента инвестиций компании «Миэль-Коммерческая недвижимость». Холдинг «Миэль» – поставщик интеллектуальных услуг на рынке недвижимости. Основными направлениями деятельности компании являются инвестиции, девелопмент, консалтинг, брокеридж и управление активами. Сегодня «Миэль» является крупнейшим партнером ведущих российских банков, а его успешные проекты занимают заметное место в российском бизнесе и обществе. 

«Миэль – Коммерческая недвижимость» предлагает комплексное решение задач клиента в сфере коммерческой недвижимости и во всех сферах своей деятельности - брокерские услуги, консалтинг и аналитика, управление портфелем частных активов (PPM), оценка, юридическое сопровождение, ипотека. Особое внимание уделяется установлению крепких партнерских отношений со своими клиентами. Компания предлагает уникальную  на рынке коммерческой недвижимости услугу – PPM  (Private Property Management - управление портфелем частных активов).

 


Тема дня