Эксперт: в ближайшие полгода в Москве могут остаться без работы более 50% риелторов
В условиях снижения спроса, когда перестают работать привычные механизмы покупки жилой недвижимости, а большинство покупателей на протяжении следующих 5 лет не смогут позволить себе решить квартирный вопрос, риелторам придется смириться с тем, что количество сделок упадет до минимума. Большинство агентств недвижимости сократят свой штат, многие профессиональные агенты останутся без работы или будут вынуждены уйти в «подполье», совершая сделки на свой страх и риск. В этих условиях многим придется решить для себя, смогут ли они профессионально развиваться или пришло время сменить деятельность?
По словам директора по продажам Бюро Недвижимости «Агент 002» Валерия Барнинца, сейчас в Москве работает около 2000 риелторских компаний. Но что их ждет в будущем, известно каждому специалисту. Волна увольнений, которая уже сейчас захлестнула многие компании, - лишь первая реакция на происходящие процессы, а после первой волны обязательно будет продолжение. Агентствам недвижимости и девелоперам придется и дальше оптимизировать бизнес, а значит сокращать персонал. Сейчас крупнейшие компании переживают "шоковое" сокращение штата, которое не обосновано реальным состоянием дел, а продиктовано инстинктом самосохранения многих топ-менеджеров, которые пережили события 1998 года и не раз сталкивались с кризисными ситуациями на заре становления рыночной экономики в России. В этих условиях специалист попадает в условия, когда вопрос «быть или не быть» становится основным, и никто не сможет гарантировать, что он найдет новую работу и не потеряет деньги на фоне происходящих событий.
Финансовый прагматизм выходит на первое место, и бизнес обязан найти решение, которое спасет многих специалистов от смены профессии, позволит сохранить сейчас накопленный опыт, а завтра - совершить прыжок, опираясь на современные технологии и новую систему организации бизнес-процессов.
Риелторам уже сейчас необходимо задуматься над тем, что будет завтра. Времена, когда они совершали несколько сделок в месяц и зарабатывали 20-30% от комиссии агентства ушли до лучших времен, а жить и работать надо сейчас. В нынешних условиях для них единственным спасением может быть либо повышение процента за свои услуги (что невозможно из-за конкуренции), либо работа в рамках компании и под крылом известного бренда, но в новом формате.