Строителей паркингов поощрят нематериально
Московское правительство решило поощрить строителей паркингов в столице. Им разрешат надстраивать этажи с офисными и торговыми помещениями: согласно распоряжению Юрия Лужкова, на офисы можно отводить до 40% площадей построенного комплекса. По мнению риэлтеров, такие проекты ожидает безоговорочный успех.
Большинство риэлтеров уверены, что офисы в паркингах будут востребованы рынком. По словам Светланы Мухановой, руководителя департамента коммерческой недвижимости Delta Realty, подобный паркинг с надстроенными на нем офисными помещениями был сдан в Перово. «Арендаторы заполнили 1 тыс. кв. м помещений в нем в течение месяца. Ставки аренды в таком гаражно-гостиничном комплексе составляют $150–200 за кв. м в год»,- рассказывает она. По мнению Мухановой, арендаторы могли бы поглотить десятки таких комплексов, в первую очередь на окраинах, где ощущается дефицит офисных площадей.
По мнению Романа Чепцова, начальника отдела по работе с собственниками компании ABN Realty , офисно-гаражные комплексы в Москве уже сегодня востребованы рынком, хотя их строительство пока и считается экспериментальным. «Подобные заказы поступают от города в качестве обременений, а дальше воплощение идеи зависит от фантазии застройщика. В таких паркингах можно сделать даже офисы класса В. Примером может служить офисно-гаражный комплекс на ул. Профсоюзной, 61»,- говорит Чепцов. По его словам, все большее распространение в Москве получают и паркинги, совмещенные с офисами и складами.
С 1995 года в Москве построено паркингов на 567 тыс. машино-мест. На январь 2005 года их насчитывается 900 тыс., что составляет 38% от общего числа автомобилей, зарегистрированных в городе. Хорошим уровнем обеспеченности в мире считается 70%. Российская столица в соответствии с Генпланом развития собирается взять этот рубеж только к 2020 году.
Согласно подписанному Юрием Лужковым постановлению, в 2005–2007 годах в Москве будет построено около 300 тыс. машино-мест. Разместятся они в наземных, подземных, наземно-подземных и механизированных гаражах, а также на открытых площадках и на откосах.
Техническим исполнителем гаражной программы правительство Москвы определило ЗАО «УЭЗ-Паркинг». Как рассказала «Бизнесу» Лариса Путинцева, главный специалист «УЭЗ-Паркинга», в задачи предприятия входит разработка документации, технических деталей проекта и пр. Затем пакет документов направляется в тендерный комитет. Впрочем, по словам Путинцевой, не все паркинги и после выхода постановления Москвы будут с многофункциональными помещениями. «Нередко просто нет технической возможности что-то над ним или рядом с ним надстроить»,- говорит она.
По словам пресс-секретаря департамента экономической политики и развития Москвы Александра Степанова, в каждом случае площадку под строительство гаражей определят власти округа. «Префектуры совместно с департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы разработают комплекты разрешительной документации на строительство таких объектов. На эти цели в 2005–07 годах город выделит 2,67 млрд рублей, которые впоследствии будут компенсированы инвестором»,- говорит он.
ИЛЬЯ ТЕРЕНТЬЕВ, ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ, НАТАЛЬЯ БАРАНОВСКАЯ, ОКСАНА КАРПОВА