Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Постановления |Москва и область схватились за МКАД


Россия | 13 февраля 2004 | Власть Оценка Недвижимость Транспорт

Москва и область схватились за МКАД

На этой неделе получил новое развитие давний конфликт между Москвой и Московской областью по поводу того, в чьем подчинении должен находиться внешний землеотвод МКАД – полоса земли в несколько десятков метров за кольцевой автодорогой. Заместитель мэра Москвы Анатолий Петров во время одного из своих выступлений озвучил главные аргументы московской стороны, согласно которым Подмосковье не может претендовать на прилегающий к МКАД внешний землеотвод, потому что сама дорога строилась и реконструировалась на средства столицы. Как сообщили RBC daily в московском правительстве, данное заявление нужно расценивать как законодательную инициативу, которая поможет поставить точку в многолетнем противостоянии между Москвой и областью. Подмосковные власти в свою очередь в штыки воспринимают любые попытки Москвы пересмотреть исторически сложившуюся границу Москвы и области строго по МКАД. Обе стороны крайне заинтересованы в контроле над внешним отводом МКАД, где расположены крупные торговые центры, сотни АЗС и пунктов общественного питания. Правда, обострение конфликта только распугает потенциальных инвесторов, заинтересованных в открытии новых торговых точек на спорной территории, а также рекламодателей, готовых размещать «наружку» вдоль МКАД.

Суть противостояния между властями Москвы и Подмосковья – неопределенность статуса внешнего отвода МКАД. Даже в Московском земельном комитете на этот счет нет единого мнения. «Внешний отвод принадлежит Москве. Согласно постановлению правительства СССР № 541 1984 года, граница города Москвы (так называемая «красная линия») проходит по внешнему отводу МКАД, то есть в 45 метрах за кольцевой автодорогой», – сказал RBC daily Олег Батурин, начальник отдела землеустройства Московского земельного комитета. Правда, другой представитель Московского земельного комитета в разговоре с корреспондентом RBC daily высказал сомнение в том, что данное постановление правительства СССР сегодня действует. Кроме того, по его словам, позиции Подмосковья в споревесьма сильны – прежде всего, за счет существующего статус-кво. «Те крупные торговые комплексы, что строятся с внешней стороны МКАД, уже платят налоги в областной бюджет. Поэтому Подмосковье вряд ли отдаст внешний отвод МКАД Москве», – говорит собеседник RBC daily в комитете.

Причина нынешнего обострения борьбы за внешний землеотвод МКАД – возрастающие в геометрической прогрессии цены на землю в районе кольцевой автодороги и вопрос налоговых отчислений от деятельности многочисленных торговых комплексов, АЗС и т.д., расположенных рядом с МКАД. Например, по некоторым оценкам, цена гектара придорожной земли в подмосковных Химках сегодня достигает 2 млн долл. В случае пересмотра границ, как того хотят в столичной мэрии, бюджет Московской области может потерять таких крупных налогоплательщиков, как «ИКЕА» и «Буманс» (Швеция), «Ашан» (Франция) и «Гранд», расположенных на отводах МКАД. Поэтому понятно желание областного правительства не только воспрепятствовать соответствующему уточнению границ, но и самому юридически оформить в собственность 45-метровую зону внешней стороны кольцевой автодороги. Тем временем чиновники говорят, что Москва имеет право даже более чем на 45 метров за «кольцом». По словам заместителя мэра Анатолия Петрова, за время, прошедшее с принятия постановления правительства СССР, сама МКАД существенно расширилась, появились новые развязки, поэтому Москва сегодня предлагает закрепить за собой не только пресловутые «внешние» 45 метров, но еще и всю новую, приросшую естественным образом «отводную» территорию, инфраструктуру которой создавала Москва.

Хотя сам г-н Петров прокомментировать свою позицию RBC daily не смог, в его аппарате дали понять, что речь идет, судя по всему, о том, чтобы пожелания Анатолия Петрова были оформлены в виде законодательной инициативы. «Анатолий Валентинович – полномочный представитель мэра Москвы в Мосгордуме, поэтому он был бы рад вам прокомментировать уже готовый законопроект о статусе территорий возле МКАД, после того как он будет создан», – сказала RBC daily помощница Анатолия Петрова. Подмосковные чиновники тем временем говорят, что москвичи преследуют чисто денежные интересы, причем делают это безосновательно. «Под фразами «уточнение описания границ» и «включая развязки и подъезды», которыми оперируют москвичи, просматриваются однозначные денежные интересы. Но мы считаем, что граница должна остаться такой, какая она есть на сегодняшний день», – сказала на днях в интервью ИА «ФК-Новости» Марина Дунюшина, возглавляющая Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации Химкинского района Московской области, граничащего с МКАД с 73 по 76 километр. Иными словами, граница между Москвой и областью должна проходить строго по внешней стороне кольцевой автодороги.

Понятно, что неопределенность границ двух субъектов РФ в районе кольцевой автодороги негативно сказывается на реализации бизнес-планов крупных иностранных и отечественных инвесторов. «Статус «ничейной» придорожной территории просто-напросто запутывает потенциальных инвесторов», – говорит Матвей Орманджи, эксперт фонда «Институт прямых инвестиций». А новое обострение конфликта приведет к тому, что они, возможно, воздержатся от серьезных вложений капитала вплоть до окончательного решения вопроса о законном собственнике спорных земель. Помимо самой земли, большой интерес для каждой из заинтересованных сторон представляет придорожный бизнес, и в первую очередь рекламные площади вдоль 109 километров МКАД. По оценкам экспертов, только общая стоимость рынка щитовой рекламы внешней стороны кольца составляет 500–800 тыс. долл. в месяц. Наличие нескольких сотен кафе, ресторанов, АЗС и прочих торговых точек также играет существенную роль.

Далее события могут развиваться по двум сценариям. Согласно первому, противостояние продолжится в нынешнем, внесудебном формате. Так, по словам Олега Батурина, вопрос о собственности на внешний отвод МКАД «решиться никак не может», поскольку данная территория – это собственность столицы. «По внешнему отводу проходят различные городские коммуникации, понятно, что находятся они на московской земле», – сказал он RBC daily. Аналитики же предсказывают, что конфликт вокруг МКАД имеет все шансы дойти до суда. Это тем более вероятно, что прецеденты решения пограничных споров между столицей и Подмосковьем уже имеются. Например, весной прошлого года решением суда международный аэропорт Шереметьево-2, а также все предприятия на его землях обязали перерегистрироваться из Москвы в Московскую область. Правда, и в этом случае борьба за спорные земли может продолжаться еще долго – по примеру аэропорта Шереметьево-2, который, по словам Олега Батурина, сегодня «также принадлежит Москве».

Андрей Сердечнов


Тема дня