“Шереметьево-3” досталось туркам: Подрядчиком строительства терминала стала Enka
После долгой раскачки чиновники требуют построить новый терминал “Шереметьево-3” в рекордные сроки. Турецкой девелоперской компании Enka, которую выбрали подрядчиком проекта, предстоит возвести самый большой из существующих аэропортовый терминал в России за 26 месяцев.
О строительстве нового терминал в “Шереметьево-3” чиновники и топ-менеджеры “Аэрофлота” не могли договориться несколько лет. В 2001 и 2002 гг. так и не был проведен тендер на строительство “Шереметьево-3”, заявки на который подавали французская Aeroports de Paris, турецкий консорциум компаний Тере, Summa и Akfen, немецкая Hochtief, шведская Skanska. В 2003 г. проект “Шереметьево-3” подвис, из-за того что чиновники не смогли договориться о статусе второго участника проекта — самого аэропорта “Шереметьево”. Определенность в проекте появилась только к середине 2004 г. Осенью “Аэрофлот” привлек первый и пока единственный кредит для строительства — на $150 млн. А в начале этого года он договорился продать 60% “Терминала” (компании — оператора строительства) трем будущим соинвесторам: 25% акций — аэропорту “Шереметьево” и 45% — Внешторгбанку и Сбербанку. Теперь все участники должны добавить свои деньги пропорционально их долям. По оценкам экспертов, “Аэрофлот” уже потратил не менее $30 млн на подготовку к тендеру и оформление земельного участка.
Тендер провела английская компания Bovis Lendlease, с которой “Аэрофлот” заключил договор на управление проектом. В минувшую субботу стал известен победитель тендера — турецкая компания Enka. Гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов на церемонии подписания контракта сообщил, что строительство “Шереметьево-3” планируется завершить в течение 26 месяцев и ввести терминал в эксплуатацию уже в октябре 2007 г. В “Аэрофлоте” сообщили, что победитель должен будет возвести 195 000 кв. м терминала, построить сложную систему автомобильных развязок, эстакад, парковок, наружных сетей. Связаться вчера с представителями компании Enka не удалось.
Ранее источник в Bovis сообщал “Ведомостям”, что предварительно будет отобрано 5-6 международных строительных компаний, среди которых определят лучшую. Как удалось выяснить “Ведомостям”, помимо Enka в тендере участвовали немецкая Hochtief, разрабатывавшая проект реконструкции “Шереметьево-2”, и французская Vinci, имеющие большой опыт строительства аэропортов в Европе. А австрийская компания Strabag отказалась от участия в тендере. “Мы посчитали, что предложенные условия не очень интересны: поставленные сроки нереальны. Еще одно условие — то, что при прочих равных условиях предпочтение будет отдано тому, кто сможет частично финансировать строительство”, — сообщил технический директор компании Strabag Александр Ортенберг. По его оценке, стоимость строительства составит не менее $300 млн, а прибыль подрядчика составит 5-7% от этой суммы. Директор отдела консалтинга Knight Frank Константин Романов оценивает гонорар Enka за выполнение генподряда в 10-15% стоимости проекта.
Гендиректор “Терминала” Кирилл Будаев признает, что контракт с подрядчиком жесткий по срокам. “Финансировать будем поэтапно за счет средств акционеров "Терминала" и привлекаемых кредитов”, — говорит он. Акционеры “Аэрофлота” довольны его выбором. Enka — крупная, известная на рынке компания, говорит вице-президент Национальной резервной корпорации Леонид Душатин. “Процесс наконец прошел точку невозврата, и мы можем начать строительство”, — радуется Душатин.
“Enka уже заработала хорошую репутацию в России, поэтому "Аэрофлот" может не сомневаться в результате”, — считает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. Но сроки слишком жесткие и вряд ли выполнимы: даже гостиничные комплексы — а это менее сложные системы — и те строятся за больший срок, заключает она.
******** В 2004 г. аэропорт “Шереметьево” обслужил 12,8 млн человек, выручка за 2004 г. – 4,3 млрд руб., чистая прибыль – около 700 млн руб. По заказу “Аэрофлота” компания Aeroports de Paris Ingenerie разработала проект строительства терминала “Шереметьево-3”, рассчитанного на 9 млн пассажиров. Стоимость строительства оценивается в $430 млн. Под терминал отведен земельный участок в 50 га, расположенный рядом с терминалом “Шереметьево-2”. Турецкий холдинг Enka работает на российском рынке с 1988 г. Первым проектом стала реконструкция Петровского пассажа в Москве. Компания осуществила свыше 60 проектов в РФ, крупнейшие – “Павелецкая Тауэр”, “Башня на Набережной” в ММДЦ “Москва-Сити”. В Москве у компании около 2000 кв. м офисных зданий.
Бэла Ляув Елена Мазнева