"Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры "
Настоящий Закон регулирует отношения в области государственной охраны и использования недвижимых объектов историко-культурного наследия (далее - недвижимых памятников истории и культуры), расположенных на территории города Москвы и включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий и список выявленных объектов историко-культурного наследия, в целях обеспечения их сохранности и содержания, учитывая уникальность и своеобразие историко-культурного наследия Москвы, являющегося неотъемлемой частью российской и всемирной культуры. Закон направлен на реализацию конституционной обязанности каждого гражданина заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, обеспечение прав на доступ и пользование культурным достоянием, на защиту, сохранение и восстановление историко-культурной среды обитания в интересах города и москвичей.
Государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры в городе федерального значения, столице России - Москве, находится в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы как субъекта Российской Федерации и осуществляется в их взаимодействии.
Недвижимые памятники истории и культуры подлежат государственному учету, охране и использованию как единое целое с их территориями, а также исторически и композиционно связанными с ними недвижимыми и движимыми объектами.
Выявленные недвижимые объекты историко-культурного наследия и их территории подлежат государственной охране и использованию в соответствии с положениями федерального законодательства и настоящего Закона.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве - система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, принимаемых государственными органами Российской Федерации и города Москвы, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, восстановление, популяризацию и обеспечение режима содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры;
- государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры - обеспечение выполнения всеми федеральными и городскими государственными органами, юридическими лицами и гражданами обязанностей по соблюдению установленного порядка охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
- историко-культурное наследие - свидетельства материальной и духовной культуры прошлого, воплощенные в недвижимых и движимых объектах;
- недвижимые памятники истории и культуры - расположенные на территории Москвы и связанные с историческими событиями и развитием города недвижимые объекты историко-культурного наследия: историко-градостроительные ансамбли, историко-архитектурные комплексы и ансамбли, здания, строения с принадлежащими им территориями, сооружения, участки культурного слоя, достопримечательные места и особо охраняемые территории, а также движимые объекты, находящиеся в недвижимых и являющиеся их неотъемлемой частью, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и зарегистрированные в Городском реестре недвижимых памятников истории и культуры и их территорий;
- недвижимые ансамблевые памятники истории и культуры - исторически или по единому замыслу сложившиеся ансамбли или комплексы недвижимых памятников истории и культуры в их градостроительной, архитектурной и ландшафтной взаимосвязи;
- недвижимые единичные памятники истории и культуры - отдельные здания, строения, сооружения вместе с относящимися к ним исторически сложившимися территориями и неотделимыми от них движимыми культурными ценностями, археологические культурные слои;
- недвижимые памятники истории и культуры федерального (общероссийского) значения - расположенные на территории Москвы недвижимые объекты историко-культурного наследия, обладающие выдающейся историко-архитектурной, научной, художественной, мемориальной или иной культурной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, города Москвы и принятые под охрану государства по решению Правительства Российской Федерации;
- недвижимые памятники истории и культуры местного значения - расположенные на территории Москвы недвижимые объекты историко-культурного наследия, представляющие историко-архитектурную, научную, художественную, мемориальную или иную культурную ценность, характеризующие историю и культуру города Москвы и принятые под охрану государства по решению Правительства Москвы;
- выявленные недвижимые объекты историко-культурного наследия - обладающие исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью недвижимые объекты, выявленные в городе Москве в результате историко-архитектурных обследований, натурных, документальных и иных исследований, прошедшие государственную историко-культурную экспертизу и включенные в Список выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий;
- учетные объекты исторической застройки - недвижимые объекты, выявленные в результате обследования исторической застройки в городе Москве, включенные в учетный список объектов исторической застройки для проведения государственной историко-культурной экспертизы;
- исторический город - городское поселение, в пределах территории которого расположены недвижимые объекты историко-культурного наследия - памятники, ансамбли, достопримечательные места, участки археологического культурного слоя, элементы исторической застройки и планировки, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие эстетическую, социально-культурную, историческую, археологическую, архитектурную, градостроительную или иную ценность, приобретенную в процессе исторического развития города;
- земли историко-культурного назначения - особо охраняемые территории и достопримечательные места, на которых (в которых) располагаются недвижимые памятники истории и культуры;
- территория недвижимого памятника истории и культуры - особо охраняемый земельный участок, исторически и функционально связанный с недвижимым памятником и являющийся его неотъемлемой частью, с учетом современной градостроительной ситуации;
- зоны охраны недвижимого памятника истории и культуры - утвержденные в своих границах, с установленным режимом использования территории, примыкающие к территории недвижимого памятника истории и культуры, а также пространство над и под ним, необходимые для обеспечения материальной сохранности недвижимого памятника, его культурной ценности и пространственной целостности;
- Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий - единая система информации о недвижимых памятниках истории и культуры города Москвы и их территориях, необходимая для реализации их государственной охраны и являющаяся в части этих сведений основой для формирования иных информационных систем, использующих данные о недвижимых памятниках истории и культуры города Москвы и их территориях;
- государственная историко-культурная экспертиза - организационно упорядоченный процесс установления исторической, научной, художественной или иной культурной ценности недвижимого объекта, соответствия недвижимого памятника истории и культуры, его территории, связанных с ним движимых объектов, зон охраны, учетной, охранной, градостроительной, проектной и другой документации, всех видов работ и иной деятельности требованиям законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры;
- историко-культурная ценность (оценка) - официальное заключение государственной историко-культурной экспертизы, устанавливающее характеристики исторической, научной, художественной или иной общественно значимой культурной ценности для каждого рассматриваемого недвижимого объекта и его территории;
- историко-культурный опорный план - единая информационная система по недвижимым памятникам истории и культуры, выявленным недвижимым объектам историко-культурного наследия, их территориям, зонам охраны, другим градостроительным элементам и сооружениям, представляющим историко-культурную ценность, формируемая с использованием современных геоинформационных технологий и являющаяся в части этих сведений основой для формирования иных информационных систем, использующих данные о недвижимых объектах историко-культурного наследия и их территориях;
- реставрация - комплекс исследовательских, предпроектных, проектных и производственных работ, проводимых на недвижимых памятниках истории и культуры, включающий в себя консервацию, ремонт, научную реставрацию и приспособление недвижимых памятников истории и культуры к использованию;
- регенерация - восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей;
- охранные нормативы - административные и методические правила охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы, государственными органами охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры;
- открытый лист - разрешение на право проведения археологических исследований, выдаваемое и регистрируемое в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- ущерб, причиненный недвижимому памятнику истории и культуры - изменение конструкций, планировки, декора фасадов и интерьеров, разрушение или повреждение отдельных элементов зданий, сооружений, археологических объектов и иных недвижимых памятников истории и культуры, являющееся результатом стихийных бедствий, преднамеренных или неосторожных действий, бесхозяйственное содержание недвижимых памятников, а также застройка их территорий и зон охраны, приведшие к частичной или полной утрате памятниками материальной сохранности и историко-культурной ценности.
Статья 2. Законодательство города Москвы об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и предмет его регулирования
1. Законодательство города Москвы об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закона Российской Федерации "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Устава города Москвы, а также на соответствующих положениях Договора о разграничении полномочий между Москвой и Российской Федерацией и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов города Москвы.
2. Предметом регулирования настоящего Закона являются государственная охрана и использование недвижимых памятников истории и культуры, в том числе выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия, в городе Москве, а также связанных с недвижимыми памятниками территорий, недвижимых и движимых объектов. Установленные настоящим Законом правила охраны и использования применяются к памятникам истории и культуры всех видов и категорий, расположенным на территории города Москвы.
3. Недвижимые памятники истории и культуры на территории города Москвы находятся под охраной государства независимо от форм собственности, характера использования, а также степени их сохранности.
Статья 3. Виды недвижимых памятников истории и культуры
К недвижимым памятникам истории и культуры относятся:
памятники градостроительства:
- историческая планировочная структура, территории в пределах системы исторических городских укреплений и иные историко-градостроительные образования, относящиеся к зонам особого градостроительного регулирования и определяющие в целом ценность Москвы как памятника истории градостроительного искусства и исторического города;
памятники архитектуры:
- отдельные здания, строения и сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, транспортного, научного, учебного назначения вместе с их территориями, пространством и неотделимыми от них произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; исторические сады, парки;
- ансамбли: совокупность недвижимых памятников и открытых пространств в их художественно-композиционной связи, включая места археологических раскопок, обладающих универсальной ценностью с архитектурной, исторической, археологической, эстетической или социально-культурной точек зрения: улицы, площади, кварталы, архитектурные комплексы и ансамбли с окружающими их городскими и природными ландшафтами, а также неразрывно связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;
памятники истории:
- здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей, с жизнью и творчеством деятелей науки, литературы и искусства;
- здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны и города;
- здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, иные недвижимые объекты, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта населения Москвы;
- исторический некрополь: отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины;
памятники археологии:
- объекты жилого назначения: культурный слой древних поселений, включающий городища, селища, стоянки;
- древние укрепления: земляные валы, рвы, остатки деревоземляных и каменных укреплений;
- объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;
- места древних погребений: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения;
- объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура водных и водноволоковых путей;
памятники искусства:
- городские памятники (монументы) и памятные знаки, посвященные важнейшим событиям в истории Москвы и России, выдающимся гражданам; произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками как элементы обстановочного комплекса.
К недвижимым памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.
Статья 4. Собственность на недвижимые памятники истории и культуры
1. Недвижимые памятники истории и культуры, расположенные на территории города Москвы, могут находиться в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности города Москвы, в муниципальной собственности и в частной собственности. Приобретение и отчуждение прав собственности на недвижимые памятники истории и культуры осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все расположенные на территории города Москвы недвижимые памятники истории и культуры, находящиеся в государственной собственности, являются собственностью города Москвы как субъекта Российской Федерации до принятия федерального закона о разграничении государственной собственности на них в порядке, установленном федеральным законодательством, за исключением:
- зданий, строений, сооружений и помещений, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации.
3. Бремя затрат на охрану, защиту, реставрацию недвижимого памятника истории и культуры и ответственность за его сохранность несет собственник недвижимого памятника истории и культуры или его пользователь по соответствующему договору.
Перечень недвижимых памятников истории и культуры, относящихся к категории памятников местного значения, не подлежащих приватизации, утверждается законом города Москвы.
О категориях объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры и не подлежащих приватизации в Москве, см. постановление Московской городской Думы от 17 января 1996 г. N 6
Статья 5. Порядок отчуждения недвижимых памятников истории и культуры
1. Отчуждение недвижимых памятников истории и культуры из государственной собственности (приватизация) производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и федеральным законодательством и законодательством города Москвы о приватизации при условии заключения будущим собственником недвижимого памятника охранного обязательства с государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры и при наличии паспорта на недвижимый памятник, включающего в себя в обязательном порядке опись недвижимых и движимых культурных ценностей, входящих в имущественный состав памятника.
Продажа, дарение или иное отчуждение недвижимых памятников истории и культуры допускается с обязательным предварительным уведомлением государственного органа охраны и использования памятников истории и культуры.
2. Преимущественное право приобретения недвижимого памятника истории и культуры в случае его отчуждения из государственной собственности предоставляется юридическим лицам и гражданам, осуществившим на памятнике ремонтно-реставрационные работы и обеспечивающим гарантии доступа граждан в соответствии с условиями охранно-арендного договора или охранного обязательства.
Глава 2. Деятельность государственных органов в сфере
охраны и использования недвижимых памятников
истории и культуры в городе Москве
Статья 6. Государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры
1. В городе Москве законодательством Российской Федерации и настоящим Законом устанавливается государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры всех видов и категорий, в том числе выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия.
2. Государственное управление в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется Правительством Российской Федерации, Правительством Москвы, специально уполномоченными государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры Российской Федерации и города Москвы в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
3. Государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Статья 7. Полномочия Московской городской Думы в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры
Московская городская Дума в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры:
- принимает новые и вносит изменения в действующие законодательные акты города Москвы в части обеспечения государственной охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры.
Статья 8. Полномочия Правительства Москвы в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры
1. Правительство Москвы в пределах прав, предоставленных федеральным законодательством и настоящим Законом, обеспечивает изучение и обследование, государственный учет, охрану, использование, реставрацию и популяризацию недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на территории города Москвы, и несет ответственность за состояние дел в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. К полномочиям Правительства Москвы в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры относятся:
- осуществление государственного управления и обеспечение государственного контроля в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на территории города Москвы;
- участие в разработке и реализации федеральных государственных программ по охране, использованию и популяризации недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве;
- разработка, финансирование, утверждение и реализация городских программ по изучению и обследованию, охране, использованию и популяризации недвижимых памятников истории и культуры;
- принятие решений о включении выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий в качестве памятников местного значения;
- внесение предложений в Правительство Российской Федерации о включении выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия, недвижимых памятников истории и культуры местного значения и их территорий в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий в качестве памятников федерального (общероссийского) значения; о переводе недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения в категорию памятников местного значения; об исключении утраченных памятников из Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий;
- утверждение границ территорий недвижимых памятников истории и культуры;
- утверждение границ и режимов содержания зон охраны недвижимых памятников истории и культуры.
Статья 9. Участие районных Управ в осуществлении мероприятий по охране недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве
Районные Управы оказывают содействие работе государственного органа охраны памятников, способствуют привлечению населения к активному и непосредственному участию в сохранении историко-культурного наследия, осуществляют общественный контроль за сохранностью и правильным использованием недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на соответствующих территориях.
Статья 10. Государственный орган охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры города Москвы
1. Государственный орган охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры города Москвы (далее - государственный орган охраны памятников) - орган, образованный Мэром Москвы в составе Московской городской администрации, осуществляющий в пределах своей компетенции функции государственного управления и государственного контроля в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Государственный орган охраны памятников осуществляет возложенные на него Мэром и Правительством Москвы полномочия в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры во взаимодействии с федеральным государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры, федеральным и городским органами по управлению имуществом, другими органами законодательной и исполнительной власти, гражданами и их объединениями.
2. Предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
3. В целях содействия государственному органу охраны памятников в выполнении федеральных и городских программ, а также решения спорных вопросов в сфере охраны и использования памятников истории и культуры в городе Москве при государственном органе охраны памятников создается Научно-методический совет по охране и использованию памятников истории и культуры (далее - Совет). Состав Совета и положение о нем утверждаются руководителем государственного органа охраны памятников.
Статья 11. Полномочия государственного органа охраны памятников
Полномочия государственного органа охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры города Москвы определяются положением о нем, утверждаемым Правительством Москвы.
Статья 12. Участие юридических лиц, граждан и их объединений в осуществлении мероприятий по государственной охране недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве
1. Юридические лица, граждане и их объединения принимают участие в работе, направленной на обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с уставами этих организаций и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения в сфере изучения и сохранения исторического и культурного наследия Москвы, творческие союзы и граждане способствуют привлечению населения к активному и непосредственному участию в сохранении историко-культурного наследия, осуществляют популяризацию памятников истории и культуры и законодательных актов об их охране и использовании, оказывают содействие работе государственного органа охраны памятников, участвуют в работе советов и комиссий при государственном органе охраны памятников, в проведении государственной историко-культурной экспертизы, осуществляют общественный контроль за сохранностью и правильным использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве.
3. Юридические лица, граждане и их объединения имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии недвижимых памятников истории и культуры и иную информацию в сфере охраны и использования памятников истории и культуры.
Государственный орган охраны памятников обязан предоставлять информацию, содержащуюся в документах, как по памятникам, включенным в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий, так и по представляемым для включения в него.
4. Религиозные объединения вправе оказывать содействие государственному органу охраны памятников в сфере сохранения, использования и популяризации недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Глава 3. Государственный учет недвижимых памятников
истории и культуры
Статья 13. Организация государственного учета недвижимых памятников истории и культуры и их территорий в городе Москве
1. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и их территорий включает в себя: полное обследование исторической застройки в городе Москве; фиксацию объектов исторической застройки и их территорий; организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объектов исторической застройки и иных недвижимых объектов; принятие выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия под государственную охрану в качестве недвижимых памятников истории и культуры; научное изучение недвижимых памятников истории и культуры; составление паспортов на недвижимые памятники и другое информационное обеспечение; ведение Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий, его публикацию; формирование и ведение кадастров недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий.
2. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры является основой их государственной охраны и использования.
3. Государственному учету подлежат недвижимые памятники истории и культуры и их территории независимо от того, в чьем пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности они находятся.
4. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и их территорий осуществляется на основе:
- Учетного списка объектов исторической застройки и их территорий;
- Списка выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий;
- Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий.
5. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и их территорий в городе Москве ведет государственный орган охраны памятников.
6. Объекты исторической застройки и иные недвижимые объекты, расположенные на территории города Москвы, могут быть признаны недвижимыми памятниками истории и культуры не ранее чем через 50 лет после их создания или связанных с ними исторических событий.
Статья 14. Обследование и фиксация объектов исторической застройки и их территорий
1. Обследование и фиксацию объектов исторической застройки и их территорий в городе Москве проводят под контролем государственного органа охраны памятников специализированные организации, творческие коллективы, специалисты.
2. На основе обследований и фиксации объектов исторической застройки и их территорий в городе Москве государственный орган охраны памятников формирует и ведет Учетный список объектов исторической застройки и их территорий.
3. Планы территорий объектов исторической застройки, выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и недвижимых памятников истории и культуры составляются на основе материалов научных исследований, натурного обследования и представляются на рассмотрение государственной историко-культурной экспертизы. Планы территорий недвижимых объектов и памятников истории и культуры являются обязательными дополнениями к соответствующим спискам, указанным в части 4 статьи 13 настоящего Закона, и утверждаются в установленном порядке.
Статья 15. Формирование и ведение Списка выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий
1. Государственный орган охраны памятников организует государственную историко-культурную экспертизу объектов исторической застройки и их территорий, внесенных в Учетный список объектов исторической застройки и их территорий, иных недвижимых объектов с привлечением специалистов в области историко-архитектурных и историко-культурных исследований, градостроительства, архитектуры, монументального искусства, истории, археологии, культурологии, имущественно-земельных отношений, охраны наследия.
Государственная историко-культурная экспертиза осуществляется на основе всесторонних обследований объектов исторической застройки и их территорий.
2. Объекты исторической застройки с их территориями, иные недвижимые объекты, отнесенные по результатам государственной историко-культурной экспертизы к объектам, обладающим исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью, получают статус выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и вносятся государственным органом охраны памятников в Список выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий.
Объекты археологического наследия включаются в Список выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий без предварительной экспертизы.
Статья 16. Категории недвижимых памятников истории и культуры
В городе Москве недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на следующие категории:
- памятники всемирного культурного и природного наследия;
- памятники истории и культуры федерального (общероссийского) значения;
- памятники истории и культуры местного значения.
Статья 17. Формирование и ведение Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий
1. Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий включает в себя списки недвижимых памятников истории и культуры и их территорий, принятых под государственную охрану Правительством Российской Федерации в качестве памятников федерального (общероссийского) значения, и списки недвижимых памятников истории и культуры и их территорий, принятых под государственную охрану Правительством Москвы в качестве памятников местного значения.
2. Списки недвижимых памятников истории и культуры местного значения и дополнения к ним формируются государственным органом охраны памятников на основе Списка выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий и утверждаются Правительством Москвы по представлению государственного органа охраны памятников в срок не более одного года со дня представления соответствующих дополнений к спискам недвижимых памятников истории и культуры местного значения в установленном порядке.
3. Принятие недвижимых памятников истории и культуры под государственную охрану в качестве памятников федерального (общероссийского) значения, перевод памятников федерального (общероссийского) значения в категорию памятников местного значения, исключение памятников истории и культуры местного значения из Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлению Правительством Москвы соответствующих материалов в Правительство Российской Федерации.
Глава 4. Обеспечение сохранности
недвижимых памятников истории и культуры.
Порядок и условия их содержания и использования
Статья 18. Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры
Недвижимые памятники истории и культуры, расположенные на территории города Москвы, их территории подлежат защите от уничтожения, повреждения, нарушения установленного режима содержания и использования и других действий, причиняющих вред памятникам истории и культуры и их территориям, а также защите от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
Статья 19. Обеспечение общественной доступности недвижимых памятников истории и культуры
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в городе Москве обеспечивается реализация права граждан на доступ к культурным ценностям, в том числе к недвижимым памятникам истории и культуры, независимо от видов памятников, форм собственности, ведомственной принадлежности, характера и режима использования. Правом доступа к недвижимым памятникам истории и культуры также обладают иностранные граждане и лица без гражданства, посещающие недвижимые памятники в качестве туристов.
2. Порядок и условия общественной доступности каждого конкретного недвижимого памятника истории и культуры определяются наличием в составе охранной документации на недвижимый памятник специального раздела, включающего в себя график посещений памятника гражданами и план его осмотра.
График посещений недвижимого памятника истории и культуры устанавливается собственником или пользователем недвижимого памятника в соответствии с режимом и характером его использования по согласованию с государственным органом охраны памятников.
Статья 20. Использование недвижимых памятников истории и культуры
1. Приоритетными целями использования недвижимых памятников истории и культуры являются развитие науки, образования и культуры, туризма, духовно-нравственное и эстетическое воспитание граждан.
2. Допускается использование недвижимых памятников истории и культуры и их территорий в хозяйственных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников, не нарушает их историко-художественной ценности и обеспечивает общественную доступность.
3. Юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
4. При определении возможного использования недвижимого памятника истории и культуры учитываются следующие требования:
- соответствие функционального использования недвижимого памятника истории и культуры исторически сложившемуся назначению;
- способность недвижимого памятника истории и культуры быть включенным в культурную сеть города Москвы, возможность его музеефицирования;
- сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров памятника истории и культуры;
- сохранение территории памятника истории и культуры во взаимосвязи с окружающей градостроительной и природной средой;
- строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания недвижимого памятника истории и культуры и его территории в соответствии с требованиями государственного органа охраны памятников.
5. Запрещается использование недвижимых памятников истории и культуры и их территорий:
- под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;
- под склады и производства материалов, загрязняющих интерьер памятника истории и культуры, его фасады и территорию;
- под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника истории и культуры температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
- под гаражи или специально оборудованные стоянки транспортных средств;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 21. Порядок и условия предоставления недвижимых памятников истории и культуры в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление или в собственность
1. Условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территорий определяются государственным органом охраны памятников для каждого памятника, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, граждан, их объединений на основании соответствующего охранного документа: охранно-арендного договора, охранного обязательства или охранного договора, заключаемого с государственным органом охраны памятников или выдаваемого ему в течение месяца со дня вступления в права аренды, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения, оперативного управления или собственности на недвижимый памятник истории и культуры.
2. Охранно-арендные договоры об условиях содержания, режиме использования и аренды недвижимых памятников истории и культуры заключаются в установленном Правительством Москвы порядке между государственным органом охраны памятников, в оперативном управлении которого находятся недвижимые памятники истории и культуры, с одной стороны, и юридическими лицами, гражданами, их объединениями - с другой стороны, которым предоставляются во временное пользование недвижимые памятники и их территории. Охранно-арендные договоры подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством.
За использование недвижимых памятников истории и культуры на основании охранно-арендных договоров в установленном Правительством Москвы порядке взимается арендная плата. Ставки арендной платы утверждаются в соответствии с действующим законодательством.
3. Охранные обязательства об условиях содержания и режиме использования недвижимых памятников истории и культуры выдаются в установленном порядке государственному органу охраны памятников юридическими лицами, гражданами, их объединениями - собственниками, а также пользователями недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении либо находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении иных организаций. Охранные обязательства подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством.
4. Охранные договоры об условиях содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры культового назначения заключаются в установленном порядке между государственным органом охраны памятников, с одной стороны, и религиозными организациями - с другой стороны, в безвозмездное пользование которым в соответствии с действующим законодательством предоставляются недвижимые памятники для совершения в них религиозных обрядов. Охранные договоры подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством.
Недвижимые памятники истории и культуры культового назначения могут быть переданы религиозным объединениям в безвозмездное пользование решениями Правительства Российской Федерации - в отношении памятников федерального (общероссийского) значения или решениями Правительства Москвы - в отношении памятников местного значения по представлению соответствующего государственного органа охраны памятников.
Об упорядочении передачи объектов недвижимости религиозным организациям Русской Православной Церкви и других конфессий см. распоряжение Мэра Москвы от 7 декабря 2000 г. N 1287-РМ
5. При использовании религиозными объединениями недвижимых памятников истории и культуры, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в целях, не связанных с отправлением культа, заключаются охранно-арендные договоры в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Статья 22. Права и обязанности пользователей и собственников недвижимых памятников истории и культуры
1. Юридические лица, граждане, их объединения, имеющие недвижимые памятники истории и культуры в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, имеют право:
- на преимущественное получение в пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление недвижимых памятников истории и культуры по ходатайству государственного органа охраны памятников;
- на возмещение произведенных затрат или части затрат на ремонт и реставрацию арендуемого памятника за счет уменьшения вносимой арендной платы в порядке, определяемом охранно-арендным договором;
- на получение прибыли от использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории;
- на налоговые и иные льготы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны:
- соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами;
- выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников;
- предварительно уведомлять государственный орган охраны памятников о намечаемых ремонтно-реставрационных работах, о продаже и ином отчуждении недвижимого памятника истории и культуры;
- обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры и на его территорию представителей государственного органа охраны памятников с целью осмотра, обследования, изучения памятника, проведения охранных и иных мероприятий на недвижимом памятнике истории и культуры и его территории;
- обеспечивать общественную доступность памятников истории и культуры, предусмотренную в обязательном порядке договорными соглашениями;
- хранить и при необходимости предоставлять государственному органу охраны памятников документацию на используемый или находящийся в оперативном управлении, хозяйственном ведении или в собственности недвижимый памятник истории и культуры;
- выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
3. Пользователь земельного участка, на котором (в котором) расположены недвижимые памятники истории и культуры, несет ответственность за их целостность и сохранность и имеет право на льготы по арендной плате за данный участок и на иные льготы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 23. Ограничение или прекращение прав пользования недвижимыми памятниками истории и культуры и их территориями
Использование переданного в безвозмездное или иное пользование недвижимого памятника истории и культуры, его территории с нарушением требований настоящего Закона, а также бесхозяйственное содержание памятника, ухудшающее его состояние, создающее угрозу сохранности памятника или наносящее ущерб его историко-художественной ценности, иное нарушение условий охранно-арендного договора, охранного обязательства или охранного договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством является основанием для ограничения или прекращения по решению суда права пользования недвижимым памятником истории и культуры, а также основанием для ограничения или лишения права пользования земельным участком, относящимся к территории недвижимого памятника истории и культуры.
Статья 24. Выкуп бесхозяйственно содержащихся недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности юридических лиц, граждан, их объединений
Бесхозяйственно содержащиеся недвижимые памятники истории и культуры, что создает угрозу утраты ими своего значения, находящиеся в собственности юридических лиц, граждан, их объединений, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем выкупа городом Москвой или продажи с публичных торгов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством.
Статья 25. Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве
Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры устанавливаются на территориях, прилегающих к территории памятника, в целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры и объектов исторической застройки, выявленных на основании их историко-архитектурных и историко-культурных исследований. К зонам охраны памятников относятся:
- охранная зона памятника истории и культуры - территория, непосредственно окружающая территорию недвижимого памятника истории и культуры, предназначенная для обеспечения сохранности памятника и его эстетического восприятия, с особо строгим режимом использования земель;
- зона регулирования застройки - территория, окружающая охранную зону недвижимого памятника, необходимая для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика, для закрепления значения памятника в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой; в ее границах устанавливаются ограничения на новое строительство, определяются требования по реконструкции существующей застройки и режим регулирования хозяйственной деятельности;
- зона охраняемого городского и природного ландшафта - устанавливается для сохранения ценного архитектурно-природного ландшафта Москвы (рельефа, водоемов, историко-градостроительной среды, зеленых массивов) с режимом регулирования хозяйственной деятельности и нового строительства на этой территории.
Статья 26. Порядок определения и утверждения границ зон охраны недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве
1. Состав зон охраны определяется на стадии проектирования и согласовывается соответствующим государственным органом охраны памятников в зависимости от категории недвижимого памятника истории и культуры.
2. Границы зон охраны недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве и режимы их содержания утверждаются Правительством Москвы по согласованию с соответствующим государственным органом охраны памятников в зависимости от категории памятников.
3. Градостроительная документация подлежит реализации только при наличии в ее составе проектов зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, разработанных и утвержденных в установленном порядке. Разработка проектов зон охраны памятников предваряет разработку любой другой градостроительной документации. Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры становятся неотъемлемой составной частью градостроительной документации с момента утверждения границ зон охраны памятников и режимов их содержания.
Статья 27. Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры при производстве земляных, строительных, дорожных и других работ в городе Москве
1. Производство земляных, строительных, дорожных и других работ на землях, примыкающих к недвижимым памятникам истории и культуры, в том числе объектам археологического наследия, осуществляется по разрешению государственного органа охраны памятников города Москвы и в необходимых, согласно действующему законодательству, случаях - федерального государственного органа охраны памятников.
2. Земляные, строительные, дорожные и другие работы, производимые на территориях, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляются по проектам, согласованным с соответствующими государственными органами охраны памятников - федеральным или города Москвы в соответствии с их компетенцией. Согласование производится: для земельных отводов - на стадии выбора земельных участков в натуре; для проектов земляных, строительных, дорожных и других работ - на стадии подготовки задания на проектирование и технико-экономического обоснования.
3. Проекты земляных, дорожных, строительных и других работ должны предусматривать мероприятия по выявлению, исследованию и фиксации недвижимых объектов, археологическим исследованиям, обеспечению сохранности недвижимых памятников истории и культуры в зоне предполагаемых работ и могут быть реализованы только после положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы. Состав и объем охранных мероприятий определяются государственным органом охраны памятников.
4. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников, расположенных в зоне строительных, дорожных и других работ, выполняются юридическими лицами и гражданами, имеющими соответствующую лицензию, по разрешению государственного органа охраны памятников и под его контролем.
5. Финансирование мероприятий, указанных в части 3 настоящей статьи, производится за счет средств юридических лиц, граждан, их объединений, являющихся заказчиками осуществляемых работ.
6. В зонах охраны памятников истории и культуры и в границах земель историко-культурного назначения запрещается размещение новых промышленных предприятий, транспортно-складских и других сооружений, создающих грузовые потоки, загрязняющих воздушный и водный бассейны, вызывающих подтопления, а также взрыво- и пожароопасных объектов, продуктопроводов.
Статья 28. Приостановление земляных, строительных, дорожных и иных работ, представляющих опасность для недвижимых памятников истории и культуры
1. Земляные, строительные, дорожные и иные работы должны быть немедленно приостановлены производителем работ по предписанию государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции в случае возникновения в процессе проведения работ угрозы для сохранности недвижимых памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны, а также в случае обнаружения при производстве работ объектов археологического наследия или иных недвижимых объектов историко-культурного наследия. Производитель работ обязан проинформировать государственный орган охраны памятников об обнаруженном объекте.
2. Приостановленные работы могут быть возобновлены только с письменного разрешения государственного органа охраны памятников после проведения мероприятий по исследованию и сохранению обнаруженных объектов, а также устранения угрозы сохранности недвижимых памятников истории и культуры, расположенных в зоне работ.
Статья 29. Перемещение, изменение, снос недвижимых памятников истории и культуры
1. Перемещение, изменение, снос недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь по особому в каждом конкретном случае решению Правительства Российской Федерации.
2. В случае принятия решения о перемещении, изменении, сносе недвижимого памятника истории и культуры государственный орган охраны памятников обязан выполнить работы по научному изучению и полной фиксации памятника.
Расходы, связанные с проведением указанных научно-исследовательских работ, а также с перемещением, изменением или сносом памятника, производятся за счет юридических лиц и граждан, получивших на них разрешение.
Статья 30. Ограничение движения транспортных средств на территории недвижимых памятников истории и культуры и в зонах их охраны
Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов на территории недвижимых памятников истории и культуры или по дорогам, пролегающим через их зоны охраны, при угрозе порчи, повреждения или разрушения памятников или при нарушении режима содержания их зон охраны может быть ограничено или запрещено Правительством Москвы в установленном порядке.
Статья 31. Ведение раскопок и разведок памятников археологии, обследование объектов исторической застройки
1. Раскопки и разведки памятников археологии проводятся на основании специального разрешения - открытого листа, выдаваемого Институтом археологии Российской академии наук и регламентирующего порядок и условия проведения археологических исследований.
2. До начала исследований открытые листы регистрируются в государственном органе охраны памятников. По окончании работ лица, производившие исследования памятников археологии, обязаны привести земельный участок в состояние, пригодное для его целевого использования, а также представить в государственный орган охраны памятников научный отчет.
3. Обследование объектов исторической застройки в городе Москве производится по специальным разрешениям, выдаваемым государственным органом охраны памятников в соответствии с его компетенцией.
4. Находки, обнаруженные в ходе археологических работ, а также движимые предметы, выявленные при обследовании объектов исторической застройки, подлежат учету и сохранению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 32. Ограничение использования территорий и зон охраны памятников археологии
1. Земельные и водные участки в пределах территорий памятников археологии и зон их охраны подлежат изъятию из хозяйственного использования, если таковое может привести к разрушению памятника археологии или не соответствует установленному режиму использования земель и вод.
2. Изъятие земли в границах территории памятника археологии и его зон охраны из хозяйственного использования не влечет за собой изменение права пользования или собственности на эти земли и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Сохранение недвижимых памятников
истории и культуры
Статья 33. Сохранение недвижимых памятников истории и культуры
1. Сохранение недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве включает в себя комплекс мер по их реставрации: консервацию, ремонт, научную реставрацию, приспособление памятников для использования.
2. К реставрации относятся все виды исследовательских, предпроектных, проектных, производственных, инженерных и иных работ, производимых на недвижимых памятниках истории и культуры и их территориях в различных сочетаниях и, независимо от характера и объема, представляющих единый процесс.
3. На недвижимых памятниках истории и культуры и их территориях запрещаются следующие виды производственно-строительных работ: капитальное строительство; реконструкция; прокладка инженерных и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памятника; благоустройство памятников садово-паркового искусства с применением строительных материалов, употребляемых в современном дорожном строительстве; устройство мест парковки и стоянки автомобилей.
4. На единичных памятниках истории и культуры и таковых же ансамблевых объектах и вблизи них не допускается размещение оконных маркиз, радио- и спутниковых антенн, размещение продукции рекламного характера, кондиционеров и других малых архитектурно-дизайнерских форм, искажающих целостность восприятия как самих памятников и их территорий, так и силуэта исторической части города (в границах до Камер-Коллежского вала). Любая продукция такого рода, включая фасадные вывески, некратковременного характера (на срок свыше трех дней) на проектной стадии и стадии реализации должна быть согласована с государственным органом охраны памятников.
Любые надписи и изображения на фасадах памятников, не предусмотренные согласованными проектно-реставрационными графическими материалами, квалифицируются как нанесение ущерба памятнику.
Статья 34. Консервация недвижимых памятников истории и культуры
Консервация недвижимых памятников истории и культуры - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях сохранения недвижимых памятников в существующем виде, предотвращения ухудшения состояния памятников, обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов недвижимых памятников без изменения их исторически сложившегося облика.
Статья 35. Ремонт недвижимых памятников истории и культуры
Ремонт недвижимых памятников истории и культуры - периодически проводимые работы по поддержанию эксплуатационного состояния памятников, осуществляемые обычными строительными методами с минимальным затрагиванием основной структуры недвижимых памятников и сохранением их подлинных элементов без изменения существующего облика.
Статья 36. Научная реставрация недвижимых памятников истории и культуры
Научная реставрация недвижимых памятников истории и культуры - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых с целью обеспечения сохранности материальной структуры недвижимых памятников и выявления их историко-культурной ценности, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика недвижимых памятников путем освобождения их от наслоений, не имеющих историко-культурной ценности и искажающих их облик, восполнение утраченных элементов зданий, ансамблей, комплексов на основе научно обоснованных данных.
Статья 37. Приспособление недвижимых памятников истории и культуры для использования
Приспособление недвижимых памятников истории и культуры для использования - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях создания условий для использования недвижимых памятников без нанесения вреда их историко-художественной ценности и сохранности.
Статья 38. Контроль за проведением реставрационных работ
1. Реставрация недвижимых памятников истории и культуры осуществляется только с письменного разрешения государственного органа охраны памятников и под его контролем.
2. Реставрация недвижимых памятников истории и культуры осуществляется в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным государственным органом охраны памятников. Строительные нормы и правила применяются в реставрационных работах только в случаях, не противоречащих интересам сохранения недвижимых памятников истории и культуры.
3. Проекты специальных работ на недвижимом памятнике истории и культуры, связанных с выполнением требований государственных органов противопожарного, санитарного надзора, других специальных органов, подлежат обязательному согласованию с государственным органом охраны памятников.
Статья 39. Разрешение на производство реставрационных работ
Выдача разрешений на производство всех видов реставрационных работ на недвижимых памятниках истории и культуры в городе Москве осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.
Статья 40. Мониторинг технического состояния недвижимых памятников истории и культуры
Государственный орган охраны памятников не реже одного раза в пять лет обязан проводить обследование технического состояния недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на территории Москвы, в том числе фасадов зданий-памятников, с целью разработки текущих и перспективных программ реставрационных работ, обновления данных государственного учета недвижимых памятников истории и культуры и ведения мониторинга.
Статья 41. Страхование памятников истории и культуры в городе Москве
Недвижимые памятники истории и культуры, расположенные на территории Москвы, подлежат страхованию в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 42. Воссоздание недвижимых объектов на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры
1. Воссоздание недвижимых объектов на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры допустимо в необходимых случаях для сохранения целостности исторически сложившейся историко-культурной среды и сохранения исторической памяти. Воссоздание возможно только на основе исследовательской и проектной документации при полной идентификации и научной достоверности восстанавливаемых архитектурных форм.
2. Решение о воссоздании в городе Москве недвижимых объектов на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры за счет средств города Москвы принимает Мэр и Правительство Москвы на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом общественного мнения, а также с учетом мнения религиозной организации при воссоздании недвижимого памятника культового назначения.
3. Воссозданные недвижимые объекты на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры могут быть отнесены к объектам реставрационного искусства и приняты на государственную охрану в соответствии с частью 6 статьи 13 настоящего Закона.
4. Для потенциально воссоздаваемых памятников истории и культуры создается реестр, в соответствии с которым производится резервирование городских территорий до положительного или отрицательного решения вопроса.
5. К воссоздаваемым объектам применяется та же методика строительного процесса от проектной стадии до реализации, что используется при реставрации недвижимых памятников.
Статья 43. Источники и порядок финансирования мероприятий по государственной охране недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве
1. Источниками финансирования мероприятий по государственной охране недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве в соответствии с действующим законодательством являются:
- целевые средства федерального бюджета;
- целевые средства бюджета города Москвы;
- средства, поступающие от использования памятников истории и культуры;
- средства от применения штрафных санкций за нарушение юридическими лицами и гражданами правил охраны и использования памятников истории и культуры;
- средства, поступающие в качестве возмещения ущерба, причиненного недвижимым памятникам истории и культуры;
- средства от приватизации недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
- добровольные отчисления и пожертвования юридических лиц и граждан;
- средства иных источников, не запрещенных законодательством.
2. Средства, поступающие от указанных в части 1 настоящей статьи источников, зачисляются на счет государственного органа охраны памятников. Порядок открытия и использования счета устанавливается Правительством Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране и использовании памятников истории и культуры. Средства расходуются на мероприятия по выявлению, исследованию, учету, обеспечению сохранности, реставрации недвижимых памятников, их популяризации; на выполнение федеральных и городских программ по сохранению недвижимых памятников истории и культуры, международных программ и проектов, связанных с охраной и использованием историко-культурного наследия, расположенного на территории Москвы; на обеспечение деятельности государственного органа охраны памятников, в объемах средств, устанавливаемых Правительством Москвы.
3. Юридическим лицам, гражданам, их объединениям, арендующим недвижимые памятники истории и культуры, могут быть возмещены произведенные ими затраты или часть затрат на работы по сохранению памятников за счет установленной арендной платы.
4. Экономическое стимулирование сохранения недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве может осуществляться установлением налоговых и иных льгот юридическим лицам, гражданам, их объединениям, деятельность которых обеспечивает эффективное сохранение памятников, государственному органу охраны памятников в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Глава 6. Охрана Москвы как исторического города
Статья 44. Статус Москвы как исторического города
1. Статус Москвы - исторического города федерального значения, столицы Российской Федерации - устанавливается законодательством Российской Федерации.
2. В городе Москве историческим городом является территория в пределах исторически сложившегося центра Москвы, а также иные территории, на которых расположены недвижимые памятники истории и культуры.
Статья 45. Охрана Москвы как исторического города
1. Охрана Москвы как исторического города осуществляется в целях обеспечения непрерывности и преемственности развития города и включает в себя комплекс правовых, законотворческих, научно-исследовательских, градостроительных, финансовых, инженерно-технических, информационных и иных мер, направленных на сохранение его своеобразия как целостного историко-градостроительного образования, приспособление историко-градостроительной среды к современным условиям, регулирование градостроительной деятельности, включая реконструкцию и новое строительство, не искажающие облик исторически сложившихся городских территорий.
2. В историческом городе Москве охране подлежат ценные исторические градоформирующие и художественные элементы: планировка, застройка, городской и природный ландшафт, археологический культурный слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, видовые точки, смотровые площадки, зоны обзора, фрагментарное и руинированное историко-культурное наследие, форма и вид зданий и сооружений, определяемые масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции города, исторического места, приобретенные им в процессе развития.
3. Необходимым условием научно обоснованной и эффективной охраны Москвы как исторического города является проведение специализированными организациями крупномасштабных историко-архитектурных, историко-градостроительных и археологических исследований территорий исторического центра города, выводы которых служат основой для определения особог=\'zakon_spanusual\'>, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития Москвы, а также включает в себя разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения на размещение автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для сохранения недвижимых объектов историко-культурного наследия и основных характеристик окружающей их среды.
4. Градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий недвижимых объектов историко-культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки городских территорий, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны памятников - в части сохранения недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, с органом охраны памятников города Москвы - в части сохранения недвижимых памятников истории и культуры местного значения.
5. Данные, содержащиеся в историко-культурном опорном плане, в том числе границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования, подлежат внесению в Государственный градостроительный кадастр в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Глава 7. Земли историко-культурного назначения в городе Москве
Статья 47. Состав земель историко-культурного назначения
1. К землям историко-культурного назначения в городе Москве относятся территории недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и градостроительства, садово-паркового искусства, комплексов и ансамблей, а также достопримечательные места: заповедные исторические территории, территории историко-культурных заповедников.
Недвижимые памятники истории и культуры и относящиеся к ним охраняемые земли историко-культурного назначения составляют единый и неделимый комплекс.
2. Отнесение указанных в части 1 настоящей статьи территорий к категории земель историко-культурного назначения производится в соответствии с земельным федеральным законодательством и законодательством города Москвы, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Исключение земель из категории историко-культурного назначения не допускается.
3. Государственный историко-культурный заповедник и заповедная историческая территория местного значения устанавливается Правительством Москвы в порядке, определяемом федеральным законодательством и законодательством города Москвы. В целях изучения, сохранения и использования в научных и культурных целях достопримечательных мест как комплексных объектов историко-культурного и природного наследия, их музеефицирования могут создаваться соответствующие учреждения культуры.
Отчуждение объектов недвижимости и земель в границах государственных историко-культурных заповедников из государственной собственности не допускается.
4. Территории, отнесенные к категории земель историко-культурного назначения, состоят на учете государственного органа охраны памятников и включаются в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий, Историко-культурный опорный план города Москвы и Государственный земельный кадастр.
Статья 48. Порядок определения и утверждения границ земель историко-культурного назначения в городе Москве
Границы территорий недвижимых памятников истории и культуры, государственных историко-культурных заповедников, заповедных исторических территорий определяются государственным органом охраны памятников, а также специалистами по историко-архитектурному обследованию города под его контролем на основании градостроительной документации, историко-архитектурных исследований, историко-культурного опорного плана, представляются на рассмотрение государственной историко-культурной экспертизы и утверждаются в установленном порядке.
Статья 49. Порядок определения и утверждения режима использования земель историко-культурного назначения в городе Москве
1. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) недвижимых памятников истории и культуры, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта.
2. Режим использования земель историко-культурного назначения определяется соответствующим государственным органом охраны памятников и утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Хозяйственная, строительная и иная деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель историко-культурного назначения, запрещается.
3. Установление и утверждение режима использования земель историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав землевладения или землепользования.
Статья 50. Охрана территорий, отнесенных к землям историко-культурного назначения
1. Охрана территорий, отнесенных к землям историко-культурного назначения, обеспечивается в городе Москве соблюдением действующего законодательства и утвержденного в установленном порядке режима использования земель историко-культурного назначения.
2. Территории недвижимых памятников истории и культуры могут быть использованы только с учетом функционального назначения и использования недвижимых памятников, к которым они относятся. Любое строение или сооружение, созданное на территории недвижимого памятника с нарушением действующего законодательства, признается самовольной постройкой и подлежит сносу в установленном порядке.
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства
об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры
Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры
Должностные лица, юридические лица и граждане, совершившие нарушения настоящего Закона, в том числе:
- несоблюдение правил охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры и земель историко-культурного назначения;
- уничтожение или повреждение недвижимых памятников истории и культуры, их территорий, а также связанных с ними движимых объектов, имеющих научную, художественную, историческую или иную культурную ценность;
- осквернение, повреждение либо уничтожение мест захоронений, надмогильных сооружений, относящихся к памятникам истории и культуры,
несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 52. Возмещение ущерба, причиненного недвижимому памятнику истории и культуры
1. В случае причинения ущерба недвижимому памятнику истории и культуры, его территории, иным территориям, отнесенным к землям историко-культурного назначения, должностные лица, юридические лица и граждане, виновные в причинении ущерба, обязаны возместить государственному органу охраны памятников или собственнику недвижимого памятника истории и культуры стоимость восстановительных работ за нанесенный ущерб в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. Возмещение ущерба не освобождает лиц, виновных в его причинении, от связанной с их действиями ответственности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 53. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие через десять дней после его первого официального опубликования.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва, Московская
Городская Дума
14 июля 2000 г.