Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Жилая |Жилищно-коммунальная арифметика


Омск | 26 февраля 2006 | Недвижимость Власть

Жилищно-коммунальная арифметика

В городах и весях безбрежной России, где раньше, а где позже, тарифы на многие услуги ЖКХ установлены на уровне 100 процентов от экономически обоснованных затрат. Кстати, в Омске по ряду причин тарифы на некоторые виды услуг муниципальные власти приняли позже. На страницах нашей газеты не раз, не два, а много чаше уже разъяснялось, для чего и почему тарифы пришлось увеличить. Но коль скоро наступил новый год с неизменными январем-февралем и сейчас самое время платить по счетам за первый истекший календарный месяц, резонно вновь обратиться к никогда не теряющей актуальность теме.
ПОЧЕМУ МЫ ПЛАТИМ?
Пояснения по этому и другим вопросам дала заместитель начальника экономического отдела департамента городского хозяйства Валентина Ляхова. Так вот, если отвечать на вышеназванный вопрос, то следует сказать, что причины удорожания тарифа на услуги жилищно-коммунального хозяйства достаточно прозаичные. Ведь тариф в чистом виде есть слагаемое из многих составляющих. Эти составляющие суть следующие: строительные и ремонтные материалы, ГСМ, электроэнергия и прочие расходные статьи плюс, естественно, заработная плата жилищников и коммунальщиков. Надо отдавать отчет в том, что все составные, образующие единый тариф, постепенно (с учетом инфляции) растут. В итоге, если не повысить цены, может сложиться такая ситуация, когда расходы на содержание жилищно-коммунальной сферы станут превышать поступления от платежей за предоставляемые услуги, а это совершенно аномальная для экономики в целом и для любой отрасли в частности ситуация.
Как следствие, дабы избежать этого, федеральным законодательством предусмотрено раз в год повышать тарифы на услуги ЖКХ. 8 нашем случае, хочу напомнить, местные законодатели в лице Омского городского совета во второй половине 2005 года рассмотрели и утвердили аккурат до принятия муниципального бюджета на 2006 год все возможные тарифы для граждан и организаций. Назовем услуги, на которые с 1 января 2006 года установлен новый порог цен. Во-первых, за холодное водоснабжение и водоотведение (канализование). Во-вторых, за услуги по отоплению (теплоснабжению) и горячему водоснабжению. В-третьих, за содержание и ремонт жилых помещений, куда входит плата за пользование лифтом и за вывоз твердых бытовых отходов.
СКОЛЬКО МЫ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ?
Этот вопрос требует развернутого ответа, хотя вряд ли есть необходимость разжевывать буквально до последней детали. Но все же напомним основные параметры. Начнем с тарифов за холодную воду и водоотведение. В Омске до недавнего времени действовала крайне непропорциональная система так называемого перекрестного субсидирования, когда для граждан был установлен очень низкий тариф, а для организаций и предприятий - очень высокий. Цена за эту услугу не менялась с 2000 года и до 2005 г. включительно омичи платили за холодное водоснабжение лишь 16 процентов от реальной стоимости затрат. Правда, подавляющее большинство омичей узнало об этом от "ОмскВодоканала" лишь совсем недавно, но это так, к слову... Теперь мы будем платить 60 процентов от реальной стоимости и постепенно выйдем к 2008 году, по выкладкам "ОмскВодоканала", на 100-процентный уровень оплаты. Заметим еще, что повышение цены на эту услугу коснулось только населения. Тариф для предприятий и организаций остался неизменным.
Плата за содержание и ремонт жилых помещений в нашем городе в течение всего 2005 года не соответствовала федеральному стандарту. Действовавшие в этот период цены для населения были установлены решением горсовета на уровне 90 процентов от экономически и экспертно обоснованной стоимости. С 1 января 2006 года установлен 100-процентный уровень оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту жилых помещений, комплексному обслуживанию лифтов, вывозу твердых бытовых отходов. Валентина Ляхова прокомментировала нюанс, касающийся платы за пользование лифтом (она включена в этот тариф).
Дело в том, что сложилось несколько превратное мнение об избирательном подходе при взимании платы за пользование лифтом. Да, отчасти та к оно и есть. Действительно, в декабре 2005 г. горсовет принял решение, согласно которому от оплаты освобождены обитатели первых этажей. Но - теперь уже - не вторых, хотя ранее эта льгота на них тоже распространялась. А вообще Валентина Николаевна резонно считает, что лифтовое хозяйство в жилом доме такая же часть дома, как подвал или чердак. При чем тут избирательность? Ведь не платят за тот же чердак исключительно жильцы верхних этажей.
Решением Омского горсовета с 1 января установлен уровень платежей населения города на коммунальные услуги по отоплению (теплоснабжению) и горячему водоснабжению в размере 100 процентов от экономической и экспертно обоснованной стоимости услуг. А этот платеж, кстати, занимает львиную долю в общих расходах омичей на услуги ЖКХ. Указанный уровень платежей соответствует федеральному стандарту. Что касается конкретной стоимости одной Гкал, то ее размер устанавливается Региональной энергетической комиссией Омской области. Учитывая тот факт, что в городе насчитывается 48 теплоисточников различной ведомственной принадлежности, ценовой диапазон одной Гкал колеблется значительно: от 375,23 руб. (теплоисточник мясокомбината "Омский") до 1463 руб. (есть и такая цена). Вот почему у людей возникают недоуменные вопросы... Между тем основная доля теплоснабжения жилого фонда принадлежит ОАО "Омская электрогенерирующая компания" (бывшая АК "Омскэнерго"), где стоимость одной Гкал с учетом транспортировки по сетям МП "Тепловая компания" возросла на 14 процентов и составляет 587,48 рубля. Новые тарифы прошли независимую экспертизу. Для обоснования экономически обоснованных затрат привлекались специалисты научно-исследовательских институтов, например из Томска. Так что цены взяты отнюдь не с потолка.
А КАЧЕСТВО?
Безусловно, самое сложное - применение новых тарифов в повседневности. Уже в конце января выяснилось, что МП "Тепловая компания" завысила тарифы за предоставленную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, это коснулось жителей тех микрорайонов, которые обслуживает данное муниципальное предприятие. Пришлось вмешаться мэру Омска Виктору Шрейдеру, потребовавшему произвести перерасчет. Хочется надеяться, что подобного больше не повторится.
Самым главным вопросом, неизменно возникающим вслед за любым скачком цен, является такой: а приведет ли это к соответствующему росту в качестве обслуживания населения? Пока, к сожалению, проблема соответствия цены качеству далеко не решена. И граждане имеют полное право на перерасчет, если, к примеру, температурный режим в квартире не соответствует нормативу. Не далее как в январе, в разгар лютых морозов, ТЭЦ-3 недотапливала жилые массивы Советского округа. Об этом прямо сказал с трибуны на заседании горсовета первый вице-мэр, директор департамента городского хозяйства Владимир Потапов. Как быть, если не выдерживается температурный режим? Факты "недотопа" должны фиксироваться, и должны составляться соответствующие акты на перерасчет. В администрации САО меня заверили, что так и будет сделано. Однако процедура перерасчета и привлечения к ответственности поставщиков тепловой энергии достаточно сложна, а в федеральном законодательстве пока четко не прописано, как это делать на практике. Поэтому вопросы еще остаются.
Вопрос качества упирается еще и в проблему задолженности. Валентина Ляхова отмечает сложившуюся тенденцию. Как правило, вслед за ростом тарифов наблюдается снижение уровня оплаты за предоставляемые услуги ЖКХ. Это объяснимо: чисто психологически люди не готовы платить больше, чем прежде. Но постепенно, к лету, ситуация нормализуется и число должников существенно снижается. Конечно, любое повышение квартплаты - испытание для среднестатистического омича. Хотелось бы надеяться, что деньги из карманов наших граждан действительно позволят добиться заметного улучшения в сфере жилищно-коммунального комплекса.


Тема дня