Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Мебель |Мебель |Из истории стула.


Россия | 10 марта 2006 | Мебель

Из истории стула.

Стул - это важнейшее достижение европейской культуры. Трон, кресло стоматолога, офисное кресло, клозет, инвалидная коляска, детские «ходунки» — все это разновидности стула. И пусть на Востоке люди всю жизнь блаженствуют на коврах и нежатся на подушках, мы-то знаем, что есть, работать, отдыхать, да и просто жить удобнее всего в сидячем положении! Причем в наши дни стул уже не зависит от своего ближайшего родственника — стола, являясь самостоятельным, а иногда и самодостаточным предметом интерьера.
Первые табуреты и низкие стульчики были еще в античной Греции. Их использование перенял древний Рим, где эти предметы мебели стали атрибутом власти и могущества. За каждым римским чиновником (курулом) ходил раб, который носил складной табурет. Курул мог в любое время с достоинством присесть в тенечке и с комфортом чинить суд и расправу. Для большей помпезности табурет был отделан слоновой костью и нравоучительными сентенциями.
Уже в XV веке европейцы начали комплектовать табуреты спинками и подлокотниками. Так были созданы стулья и кресла, которые очень приглянулись людям интеллектуального труда. Купцы тут же придумали спинкой и подлокотниками оборудовать сундуки, чтобы сидеть в прямом смысле на деньгах. Не для величия, а для сохранности нажитого богатства.
При королевских дворах все «сидячие места» были расписаны согласно регламенту: члены венценосных семей сидели на стульях с подушками. Знать сидела на табуретах. Менее родовитые придворные располагались на складных сидениях. Все остальные стояли. Впрочем, как особую милость король мог даровать подданным «право табурета» — привелегию сидеть в своем присутствии.
Особенно привлекательными стали стулья в эпоху барокко, хотя и продолжали быть очень неудобными с современной точки зрения. Их декорировали причудливой резьбой и покрывали золотом. Чтобы создать вокруг себя атмосферу роскоши, Людовик XIV даже заказал для дворца в Версале серебряные стулья. Но их судьба закончилась печально — позже, когда страна и сам король оказались на грани разорения, стулья переплавили на монеты.
С XVII века кресла с высокими спинками и низкими сиденьями — обязательный предмет интерьера французского дворянина. Тогда же был создан шезлонг (chaise longe — «длинный стул»), на котором можно не только сидеть, но и лежать. В следующем столетии люди, наконец, осознали разницу между расслабленными и официальными позами. Стулья начали «специализироваться»: появились кабинетные, парикмахерские, дорожные кресла, а также кресло-качалка, кресло для упражнений (один из первых в истории тренажеров), кресло-клозет. Стулья обрели хорошо знакомые нам формы и размеры.
В России долгое время была распространена «встроенная» мебель: полати, скамьи, лавки, рундуки (ящики для инструментов). Богатые хозяева обивали их войлоком, а сверху натягивали красное и зеленое сукно с галуном, сафьян или даже вышитый бархат. Люди менее обеспеченные использовали двухцветные суконные «полавочники». Во многих городских домах можно было увидеть сафьяновые тюфяки и «бумажники» — матрасы из «хлопчатой бумаги». Обычно лавки были такой ширины, что могли использоваться в случае необходимости как кровать. Стул (так же называлось и кресло) в России появился предположительно в XVI веке, знаменуя начало постепенного перехода от древнерусского типа обстановки к общеевропейским стилевым стандартам.
Российские правители издревле сидели на тронах, которые, по-существу, были эксклюзивнвми стульями, шикарно отделанными, но жесткими, с высокой прямой спинкой. Царский стул носили за государем как знак престижа, переняв древнеримскую традицию. Весьма увлекательны истории тронов некоторых российских правителей. Например, у Ивана Грозного был трон итальянской работы, оклеенный костяными пластинами с рельефной резьбой на античные и библейские сюжеты. Его привезла в Россию в качестве приданого византийка Софья Палеолог, жена Ивана III. Трон Бориса Годунова, осыпанный бирюзой и отделанный золотом — подарок персидского шаха, этим жестом признавшего захватчика царской власти полноправным государем. Очень деликатной взяткой был стул из ажурного золота и серебра, с восемьюстами алмазами и рубинами — презент царю Алексею Михайловичу от «скромного купчины» Захария Сарданского. Для десятилетнего Петра был изготовлен забавный трон с замаскированным «суфлерским» окошком, через которое маленький правитель получал наставления от царевны Софьи. Кстати, именно при Петре I стулья широко распространились по российским городам и весям. До этого стульчики (исключая троны) использовались только для работы и дойки коров. Но теперь их внедрение стало частью государственной программы по европеизации страны.
Двадцатый век ознаменован элегантными стульями Адольфа Лооса, Отто Вагнера и Йозефа Хофмана. Европейские авангардисты и знаменитое творческое объединение «Баухаус» искали новые формы привычных вещей, в том числе и стульев. Первая мировая война и революции утомили Старый Свет. Людям захотелось комфорта, но уже без изысков старых времен. Именно в то время последний директор «Баухаус», господин Мис-ван-дер-Роэ, представил поколение аскетичных стульев без ножек, на пружинящей конструкции из гнутых металлических трубок.
Ориентированное в стиле «милитари» производство 30–40-х годов заменило дерево сталью, в том числе и в мебели. Агрессивно уставились на мир дула трубчатых подлокотников в шезлонгах Марселя Бройера. Затем пришла эпоха научной фантастики: братья Кастильони создали сиденье, вполне подходящее для звездолета.
В 60-е годы можно было глумиться над потребительской культурой. Эро Арнио вырезал в стекловолоконном шаре углубление, превратив его в трон — вот вам и красноречивый образец стиля «поп-арт». Затем появились «зеленые» со стулом-газоном итальянской группы «Струм» в виде снопа полиуретановых стебельков. В 70-е дизайнеры потянулись к классике: итальянцы из «Студио 65» положили набок ионическую капитель — получилось креслице.
Дизайнер Стилетто в 80-е годы придумал стул «Отдых потребителя», взяв за основу тележку из супермаркета. В 90-х Филипп Старк, словно подводя итог бурному веку, создает стул «Луис XX», названный в честь несуществующего короля. Старинная отлично узнаваемая форма, но из полипропилена и алюминия. Все возвращается на свои места, ничего нового в такой вещи, как стул, уже не придумаешь. Или все-таки будет продолжение...
Как наиболее подвижная и легко изменяющаяся часть обстановки, стул может продемонстрировать такое разнообразие стилистических нюансов, которые вряд ли можно проследить на другой мебели. В нем есть и очарование старины, и неразгаданная тайна будущих метаморфоз. Стул — это стиль, который мы выбираем.


Тема дня