Урбанистическая революция в Кремниевой Долине
Главный город Кремниевой Долины, Сан-Хосе, переживает настоящую урбанистическую революцию, которая должна помочь ему остаться столицей инновационных технологий.
Сан-Хосе расположен в 75 километрах от Сан-Франциско и является десятым по численности населения городом США, в котором живет более миллиона человек. Из центра города как щупальца протянулись широкие улицы и шоссе, которые ведут в близлежащие районы, где находятся такие компании-символы технологического первенства Кремниевой Долины, как eBay и Cisco. В последнее время все чаще новые многообещающие проекты размещаются в пригородах и соседних городах – таких, как Маунтин Вью, Саннивейл и Купертино, где расквартированы соответственно компании Google, Yahoo и Apple. Городские власти Сан-Хосе решили оживить город.
Полвека назад экономическая жизнь в Штатах отхлынула из городских центров в пригороды, и сегодня город пытается перебороть эту тенденцию. Основная задача – переманить в центральную часть города молодые перспективные компании при помощи экономических стимулов, строительства исследовательских центров и городской реконструкции.
Теперь районы плотной жилищной застройки все чаще возникают бок о бок с расположенными в центре офисными башнями. В центре города и непосредственно прилегающих к нему районах построено 32 тыс. новых квартир, а для начинающих компаний в сфере программного обеспечения, природоохранных и биотехнологий и маркетинга возводятся «бизнес-инкубаторы».
Мелинда Рихтер, исполнительный директор центра бизнеса и технологий BioCenter, где расположены офисы 25 компаний, рассказывает, что центр берет на себя капитальные затраты, расходы на ресурсы и управление зданием. Кроме того, центр проводит семинары по маркетингу и решению юридических вопросов, а также отраслевые семинары.
В рамках нового плана городского развития Сан-Хосе, где до сих пор преобладали компьютерные фирмы, предлагается также привлекать и компании из других отраслей.
Например, один из «жильцов» BioCenter – компания BrighTex BioPhotonics, которая специализируется на дерматологических исследованиях. «Несколько раз я пытался начать свой бизнес чуть ли не в гараже, – рассказывает глава компании Радж Чхиббер. – В этот раз мы открылись сразу в профессиональном деловом центре, и фирма заработала буквально через несколько недель. Экономия очень большая, и это позволяет сосредоточить ресурсы на основной деятельности».
Городские власти пытаются убедить компании, что производительность их сотрудников только вырастет, если из закрытых городков университетского типа переселить их в более тесную деловую среду городского центра.
Два десятка лет назад компания Adobe, знаменитая на весь мир своими программами Photoshop и Acrobat, построила в центре города комплекса из трех небоскребов. Городские власти финансировали строительство одной из трех башен Adobe в центре Сан-Хосе общей площадью 90 тыс. кв. м, остальные две компания строила на свои средства.
Теперь вокруг комплекса возведут три новых здания. «В 80-х мы вели переговоры с Apple, Hewlett-Packard, и наконец заключили соглашение с Adobe», – рассказывает сотрудник Агентства по городской модернизации Сан-Хосе Деннис Корабиак.
«Сотрудничество между отделами затруднено, если они разбросаны по кампусу, – говорит директор департамента экономического развития Сан-Хосе Пол Крутко. – Вертикально-интегрированная структура создает деловую среду, в которой сотрудникам легче общаться друг с другом».
Сан-Хосе также делает ставку на новые энергетические ресурсы. Мэр города Чак Рид сказал, что Сан-Хосе имеет все шансы стать мировой столицей по использованию солнечной энергии. В городе уже обосновалась компания-производитель солнечных батарей Sunpower, а другая фирма того же профиля, Nanosolar, строит здесь завод по производству фотоэлектрических элементов.
Политика городского планирования и зонирования тесно связано со строительной. «Мы думаем обо всем одновременно: о жилье, культурных и развлекательных центрах, а также о качестве жизни в целом, – поясняет Пол Крутко. – Талантливые люди сегодня очень мобильны и могут выбирать, где им жить. Поэтому, если вы хотите, чтобы они приехали к вам, очень важно создать им необходимые условия».
Helene Labriet-Gross, AFP (Агентство "Франс Пресс")