ФАС вышла на большую дорогу
Строительство Краснопресненского проспекта в Москве привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Сейчас ее чиновники проверяют, не нарушает ли выбор заказчиков и подрядчиков строительства новой трассы антимонопольное законодательство. Причиной интереса стала жалоба Комитета защиты москвичей на безальтернативность при подборе исполнителей проекта.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в правительство Москвы официальный запрос с требованием объяснить, по каким критериям проводился отбор компаний, прокладывающих семикилометровый участок нового проспекта — от МКАД до проспекта Маршала Жукова. Как сообщил “Ведомостям” сотрудник пресс-службы ФАС, поводом для запроса послужила жалоба Комитета защиты москвичей.
Исполнительный секретарь КЗМ Алексея Навальный уточнил, что причиной для этого обращения в ФАС послужила информация о том, что заказчик строительства этого участка дороги, компания “Организатор” назначена городскими властями, а не выбрана по конкурсу. По данным комитета, не были проведены конкурсы и на другие виды работ, в частности на альтернативные варианты строительства магистрали. “Организатор” пользуется удивительным покровительством городских властей“, — считает Навальный.
По информации пресс-службы ФАС, до 30 августа в центральном аппарате службы будут ждать ответ московских властей. После изучения полученных материалов может быть принято решение: о возбуждении дела.
В московском стройкомплексе, курирующем строительство Краснопресненского проспекта, претензии КЗМ называют безосновательными. В пресс-службе комплекса “Ведомостям” сообщили, что конкурс по выбору генерального подрядчика строительства участка завершился 1 июня 2004 г. В нем приняли участие два консорциума, включавшие более десятка фирм. Головной компанией первого из них выступало омское НПО “Мостовик”, во главе второго — московское ОАО “Мосметрострой”. Победили москвичи, в группу которых и входила компания “Организатор”.
Кроме того, в администрации уточняют, что на момент выбора заказчика строительства проведение конкурса не было обязательным. Леонид Браткин, пресс-секретарь первого замеcтителя мэра в правительстве Москвы Юрия Росляка уточнил, что эти нормы начали действовать в 2004 г., а решение о строительстве Краснопресненского проспекта принималось в 2003 г.
Получить комментарии в компаниях “Мосметрострой” и “Организатор” вчера не удалось.
Впрочем, Навальный из КЗМ признался, что комитет не уверен в остановке строительства либо проведении конкурса по выбору нового заказчика. По его словам, основная цель их акции — добиться наказания чиновников, ответственных за нарушения законодательства, и проведения конкурсов на оставшиеся виды работ. “Это может стать прорывом в вопросе демонополизации строительного рынка Москвы”, — считает Навальный.
Директор юридической компании Corpus Juris Денис Балакин не уверен в успехе КЗМ, так как в законодательстве нет прямого указания на то, что генерального заказчика должны выбирать по конкурсу. “Все зависит от административного ресурса ФАС”, — считает Балакин.
Московские власти приняли решение о строительстве Краснопресненского проспекта в конце 2002 г. Новая магистраль должна соединить Ново-Рижское шоссе с центром города, разгрузив соседние – Волоколамское и Рублевское шоссе, а также Кутузовский проспект. Стоимость строительства только одного участка дороги – от МКАД до проспекта Маршала Жукова – составляет около 45 млрд руб. Комитет защиты москвичей (КЗМ) создан в мае 2004 г. по инициативе партии “Яблоко”, которая известна критикой многих инициатив московских властей. Исполнительный секретарь КЗМ Алексей Навальный является заместителем председателя московского отделения “Яблока”.
Елена Виноградова