В Москве появится кольцо небоскребов
На днях московское правительство утвердило конкретные адреса первых 30 из 60 высоток, строительство которых запланировано по программе «Новое кольцо Москвы». В духе последних заявлений мэра Юрия Лужкова и главного архитектора города Александра Кузьмина о важности сохранения исторического облика центра Москвы, все новые высотки будут располагаться за пределами Третьего транспортного кольца, в том числе на въездах в город. По словам Юрия Лужкова, это будут отнюдь не небоскребы, а 35–40-этажные здания в «московском» стиле.
Не секрет, что Москва издавна отличалась некой гигантоманией в архитектуре. Масштабные проекты быстро задумываются, медленно реализуются и поначалу воспринимаются в штыки. Знаменитые сталинские высотки считали моветоном и проявлением дурного вкуса архитекторов – однако со временем именно они стали определять «силуэт» Москвы и даже превратились в своеобразные символы города.
Самым крупным проектом за последние десятилетия можно без колебаний назвать деловой центр «Москва-Сити», который строится на территории порядка 100 га на Краснопресненской набережной. На сегодня это крупнейший инвестиционный и строительный проект в Европе. Проект, реализация которого началась еще в 1992 году, называли сначала утопией, а затем долгостроем. Однако сейчас, когда ряд объектов уже построены, а остальные уверенно «растут», и даже проект 600-метровой башни «Россия» наконец одобрен Юрием Лужковым, мало кто сомневается, что проект «Москва-Сити» через пару лет действительно будет полностью завершен.
Следующей масштабной задумкой московских властей стал проект «Новое кольцо Москвы», согласно которому в Москве предполагается возвести как минимум 60 высотных комплексов (в общей сложности около 200 зданий). К реализации программы, разработанной в 1995-1996 годах, приступили относительно недавно. На данный момент первый построенный по программе жилой комплекс «Эдельвейс» группы компаний «Конти» введен в эксплуатацию на Давыдковской улице в Западном округе, еще три высотки уже строятся на востоке, северо-западе и юго-западе столицы.
Пока, однако, реализация масштабного проекта идет не так быстро, как хотелось бы московским властям. Инвесторы не спешат участвовать в торгах, отчасти из-за недостаточной проработки конкурсной документации или же из-за слишком серьезных обременений – чаще всего это вывод промышленных предприятий или расселение жильцов ветхих домов.
Сегодня при вопросе, какое будущее ждет «Кольцо Москвы» – повторят ли новые здания судьбу сталинских высоток или так и останутся на бумаге, участники рынка недвижимости поровну делятся на оптимистов и пессимистов. Одни полагают, что такие проекты могли бы хорошо смотреться в центре города или в пределах Третьего транспортного кольца, но рискуют не найти покупателей на окраинах. Однако если верить последним заявлениям мэра, о строительстве небоскребов в центре можно и не мечтать.
Многие девелоперы уже прониклись идеей мэрии, что высотки хороши ближе к периферии, а в центре города будут лучше смотреться малоэтажные, при этом не менее прибыльные, проекты.
Так, в «Пересвет-Групп» полагают, что сохранение исторического облика города – задача как для властей, так и для девелоперов. «В любой цивилизованной стране при застройке исторического центра приоритетным является сохранение архитектурных памятников. Конечно, при современной нехватке стройплощадок в Москве неизбежно развитие высотного строительства. Другое дело – где будут строиться такие дома. Поскольку возведение высотного дома требует современных коммуникаций, определенных мощностей электропотребления, то строиться подобные дома будут, скорее всего, в отдаленных районах Москвы», – сообщили G2P в пресс-службе компании.
С этой точкой зрения согласны и в компании «Дон-Строй». (Девелопер известен своими высотными проектами, многие из которых, в частности самый высокий жилой комплекс в Европе «Триумф-Палас», выдержаны в стиле «сталинский ампир».) «Высотные проекты, безусловно, не должны нарушать гармонию окружающей застройки – им нужно значительное свободное пространство вокруг. Допустим, в центре Москвы, где мы построили малоэтажные комплексы «Новая Остоженка» и «Дом на Смоленской набережной», речь о высотности не шла. А более удаленные от центра города площадки – например, те, где построены наши жилые комплексы «Воробьевы Горы» и «Алые Паруса», – не то что позволяли, а даже требовали высотной доминанты», – пояснили G2P в пресс-службе компании.
По мнению директора по развитию компании Swiss Realty Group Ильи Шершнева, мало просто «вписать» высотное здание в архитектурную среду – сама инфраструктура центра Москвы, в первую очередь транспортная, не позволяет строить огромные объекты. Он считает, что проект «Новое кольцо Москвы» ждет большое будущее. «Даже если в этом году «Новое кольцо» не найдет понимания, при текущем развитии рынка – максимум через год-другой – инвесторы разберут эти проекты как горячие пирожки», – говорит Шершнев.
Однако на рынке часты и другие мнения. Как полагают многие архитекторы и девелоперы, высотные проекты неминуемо проникнут и в центр столицы. «Маловероятно, что центр Москвы останется малоэтажным – для этого там слишком дорогая земля», – считает финансовый директор архитектурной компании «Макрус-М» Максим Куликов. По его мнению, удачно ли небоскреб впишется в окружающую застройку, зависит исключительно от таланта архитектора. «В конце концов, и в центре будут высотки – город развивается по естественным законам рынка, а не по желанию городской администрации», – отметил Максим Куликов.